Городская магия: как дороги превращаются в парки
Наблюдая, как быстро устаревают технологии, меняются акценты и рушатся старые стены, невольно задумываешься о судьбе города как неизменном атрибуте цивилизации. На месте семейных гнёзд взмывают небоскрёбы, уютные дворы замыкаются за решётками заборов, аллеи частных магазинов скрываются в торговые центры, квадраты и прямоугольники которых собирают вокруг себя пробки и забитые ожидающими машинами площади.
Урбанизация создаёт всё больше мегаполисов и мегалополисов, поглощающих провинциальные городки и разрастающихся до огромных финансовых и политических центров регионов и государств. Сейчас более половины людей на планете проживают именно в городах, и если в Европе и России скорость урбанизации не столь очевидна, то в Южной Америке и Азии она достигает невероятных масштабов, провоцируя появления мегаполисов с 50-ю, 60-ю млн. жителей. В такой людской плотности пропадает приятное нам понятие «личностное пространство», а экологически чистые районы становятся мифом и доброй сказкой на ночь. Если зимой здесь ещё возможно существовать, то летом, когда асфальт раскаляется от дневных температур, город превращается в гриль, из которого люди спешат вырваться к природе.
По большей части именно из-за экологической ситуации эксперты бьют тревогу. Постепенно запускаемый по всему миру процесс реурбанизации требует совершенно иного подхода от специалистов. Например, ландшафтные архитекторы не могут больше заниматься только красотой и эстетикой, им нужно проектировать территории, на которых миллионам горожан будет комфортно.
К сожалению, перестроить город и сделать его более экологичным, более открытым к экономическим, социальным и технологическим изменениям невероятно дорого, поэтому ландшафтные архитекторы пришли к новому методу реурбанизации. Метод заключается в изменении функций тех элементов города, которые из-за изменения жизни общества уже больше не нужны, но и сносить их достаточно тяжело для бюджета.
Самый знаменитый пример новой жизни городских пространств - проект High Line в Нью-Йорке. Построенная в 30-х годах промышленная железная дорога, перевозившая товары в западную часть города, уже к концу 50-х стала помехой для активного движения машин, но должное внимание ей уделили только в 1999, когда на общественном собрании горожане-активисты Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд предложили превратить High Line в пешеходный парк, а не сносить дорогу полностью. Множество людей - дизайнеров, строителей, инженеров, садоводов-любителей и простых работяг Манхэттэна - присоединилось к этой идее, и было создано сообщество «Friends of the High Line». В 2005 году город выделил «Друзьям» часть средств на реновацию железной дороги, но почти 20 млн. долларов им пришлось найти самим. После долгих утверждений и согласований в 2009 году был снят первый рельс и высажены первые растения. Для проекта важно было сохранить идентичность места, поэтому ландшафтные дизайнеры воплотили идеи Пита Адольфа, известного своей любовью к натуральному ландшафту. Теперь, спустя почти 10 лет, High Line считается иконой ландшафтной архитектуры, которую пытаются повторить во многих городах США, и одним из самых удачных проектов, объединяющих природу и урбан.
Не все знают, что High Line не первый проект превращения железной дороги в парк. Эту идею Дэвид и Хэммонд взяли у парижан. В 80-е годы на месте виадука с давно заброшенным железнодорожным полотном архитектор Филипп Матье и ландшафтный дизайнер Жак Вержели создали парк Promenade plantée (Променад-Планте).
Подход французов был более традиционный, из другой эпохи ландшафтной архитектуры - эпохи отвесных садов с фонтанами и скамейками в тени деревьев. Под аркой виадука сейчас создано дополнительное арт-пространство, которое заполняют различные мастерские и магазины, продающие посуду хэнд-мэйд, а также музыкальные инструменты и мебель.
Над парком Zhongshan Shipyard Park в Чжуншане, созданном из старой верфи с большим количеством железных путей, бюро Turenscape работало несколько лет. Проект стал отправной точкой для развития ландшафтной архитектуры в Китае и использования её как инструмента городского преобразования. Территория на берегу Янцзы была крайне сложной платформой для работы, прежде всего, из-за ежедневного перепада уровня воды до 1,1 метра. Архитекторами была придумана система разноуровневых мостов и многоярусных террас, в которых могли приживаться морские растения, приносимые рекой во время приливов. Благодаря этому решению в парке можно почувствовать запах моря. Ещё одним препятствием для благоустройства парка стали заброшенные конструкции верфи, доки и машины. Разрушить их не разрешали экологи, а потому пришлось реставрировать и трансформировать индустриальных «динозавров» в чайные домики, маяк, бассейн и т.д. Кроме того, многие объекты были вписаны в композицию парка в качестве элементов пешеходных зон или арт-инсталляций на тему социалистического прошлого Китая.
Ещё один известный проект по переосмыслению городского прошлого - Skygarden в Сеуле. Это пример набирающей популярность тенденции в Азии - деконструировать или проводить реновацию автострад, построенных над центром города в 70-80-е годы, и отдавать это пространство пешеходам. Как раз одну из таких автострад голландское бюро MRVDV превратило в зелёный проспект длиной 980 метров, где большая часть территории отдана людскому потоку, так как в Сеуле очень высокая плотность жителей. Однако даже небольшое количество растений корейские дизайнеры сгруппировали в алфавитном порядке и разбили парк на сектора, где высажены многочисленные представители разных семейств. Благодаря этому в разные времена года Skygarden радует буйством красок и ароматов.
Похожий проект собираются построить в ближайшие годы в Вашингтоне: мост над рекой Анакостия, соединяющий два исторических района, будет перестроен в подвесной парк с транспортной зоной.
Все эти проекты - очевидная попытка решить главную проблему современного города: упразднение роли человека в невероятном сценарии развития урбанистических монстров. Довольно скоро урбанизация достигнет своего пика и мегалополисы начнут уничтожать сами себя, потому что человеку с его личной жизнью, интересами, здоровьем и мечтами там не будет места. Но города учатся на своих ошибках и направленность архитектурных и дизайнерских идей на натуральный ландшафт, экологические материалы и создание комфортных зелёных зон для пешеходов - это уже большой шаг к новому стилю городов. Ведь городская жизнь - это не застройка и быстрое движение автотранспорта, это, прежде всего, люди. Без них улицы умирают.