Руины на холме: как архитекторы восстанавливают старинные замки
Кажется, пришло время новой реставрации. Теперь разрушенные здания не перестраиваются, а достраиваются. Архитекторы используют материалы и идеи сегодняшнего дня и выступают соавторами строителей прошлого.
Замок Эстли
Северный Уорвикшир, Великобритания
Реконструкция замка Эстли стала победной для лондонской студии Witherford Watson Mann. С этим проектом специалисты бюро взяли приз RIBA Stirling Prize в 2013-м году. Авторы с математической точностью инкрустировали в руины XII века каркас двухэтажного дома. Деревянные полы и потолки были обновлены, благодаря чему в самой старой части здания появились жилые зоны. Пристройки, созданные в XVI и XVIII веках, архитекторы предлагают использовать как входные дворы. Холод песчаника согревается теплом дерева, из которого сделаны перекрытия и лестница, объединяющая первый и второй этажи.
Замок Сэндсфут
Уэймут, Великобритания
Лондонская студия Levitate открыла двери замка, построенного Генрихом VIII в XVI веке. Стены Сэндсфута на краю утеса в Дорсете с 1930-х годов были под запретом для посетителей. Из-за особенностей расположения и отсутствия укреплений руины могли окончательно обвалиться, что было крайне опасно для гостей. Архитекторы Levitate не только отремонтировали кладку, но и установили мост по всему периметру. Мост спроектирован таким образом, чтобы вы повторили путь гостя, который посещал замок несколько веков назад: вошли через галерею, прогулялись по залу и, держась за непрерывные перила из промасленного дуба, столкнулись с видом на гавань.
Замок Помбаль
Помбала, Португалия
Comoco Architects построили павильон во дворе средневекового замка Помбаль. Центр для посетителей расположен вдоль одной из исторических стен. Фасад одноэтажного здания образует лестницу, поднявшись по которой, вы оказываетесь на смотровой площадке. Сам павильон предназначен для гардероба и зала для демонстрации VR-фильмов об истории замка. Здание облицовано известняком. Так комплекс замка вступает в диалог с домами города Помбала, раскинувшегося чуть ниже — у подножия холма, на котором стоит крепость.
Замок Хофен
Лохау, Австрия
С 1585 года до сегодняшнего дня замок Хофен помимо прямого назначения выполнял самые разные функции: он использовался как пивоваренный завод, школа, госпиталь и детский дом. Для своей сегодняшней роли — площадки для проведения мероприятий — он был маловат и слегка старомоден, поэтому группе архитекторов Marte Marte поручили расширить площадь замка и модернизировать интерьеры. Так здание обросло дополнительной алюминиевой конструкцией с фигурными прорезями и тонкими окнами, а во всех покоях и залах теперь — минималистичные интерьеры.
Замок Матрера
Кадис, Испания
На 1000-х годах жизни после долгого пребывания в заброшенном состоянии испанский замок Матрера частично разрушился. Местные власти поручили восстановление памятника студии Carquero Arquitectura. Архитекторы сыграли в стоматологов и поставили бетонные пломбы на места отвалившихся фрагментов. Получился эффект путешествия во времени: будто первоначальные строители уснули в процессе работы, очнулись в будущем и закончили замок, руководствуясь современными представлениями о прекрасном. Несмотря на то, что итоговое здание осудили и управленцы, и жители района, архитектурное сообщество признало Матрера одним из самых интересных проектов реконструкции и даже присудило ему премию A+Awards.
Оропеса
Толедо, Испания
Архитекторы Paredes Pedrosa Arquitectos переделали уцелевшие стены замка в дом для брата и сестры. Сооружения, которые стояли внутри основного здания, со временем обветшали из-за нехватки света. Поэтому главной задачей Paredes Pedrosa Arquitectos было открыть пространство солнцу. Так как фасад ни в коем случае нельзя разрушать, Игнасио Педроса и Анджела Гарсия де Паредес открыли внутренний двор. Основной акцент в новой конструкции сделан на аркаде, построенной бывшим жителем с целью связать Толедский замок Оропеса с соседней церковью Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон. Поврежденные стены покрыты светлым керамическим кирпичом, который дополняет оригинальные текстуры. Родная кирпичная кладка полностью сохранена и лишь в некоторых местах покрыта белой краской. Архитекторы также создали новое пространство под крышей, подняв сооружение на один метр выше.