Классика и авангард: здание посольства Финляндии в Москве
В декабре посольству Финляндии в Москве исполнилось 80 лет. Сегодня здание посольства состоит из двух частей: первое было построено в 1938 году, второе – в 1990-е. Это блестящий образец финской архитектуры функционализма, яркий пример того, как современная финская архитектура может вести диалог с финским модернизмом 1930-х годов.
Финско-российские дипломатические отношения укрепились в 1920-х годах, и тогда же в Москве появилось посольство Финляндии. Первое время оно занимало тесный пасторский дом при Англиканской церкви Святого Андрея, что в Вознесенском переулке. Места там было немного, поэтому скоро начали говорить о том, чтобы выделить посольству свое собственное здание. В 1935 году финны получили землю и разрешение на постройку и сразу же объявили архитектурный конкурс на лучший проект посольства. С обеих сторон, и с российской, и с финской, это был беспрецедентный шаг. Во-первых, новое посольство должно было стать первым зданием, специально построенным для посольства Финляндии, во-вторых, первым в Москве специально построенным посольством какой-либо страны – до этого под эти нужды отдавали старые особняки.
В конкурсе на проект нового посольства приняли участие 26 архитекторов, в жюри – Сигурд Фростерус, знаменитый автор торгового центра Stockmann в центре Хельсинки.
Свой проект сделал даже Алвар Аалто, но в число финалистов он не вошел.
Победителем стал Эрик Линдстрем, но одновременно с этим Линдстрем получил другой, более крупный заказ – на проектирование телеграфа в Хельсинки. Так, строительство посольства доверили Хилдингу Экелунду, занявшему в конкурсе второе место. Экелунд начал свою карьеру в 1920-х годах и, вместе с другими финскими архитекторами того времени, работал в стиле северной нео-классики, сочетая в своих постройках классические и современные черты. Для Москвы финская архитектура была диковинкой, поэтому открытие посольства стало важным событием не только для политиков, но и для интеллигенции. Так, 6 декабря 1938 года – в день независимости Финляндии, – на торжественном открытии посольства были не только Максим Литвинов и Семен Буденый, но и, например, Алексей Толстой и Сергей Эйзенштейн.
Задние Экелунда визуально очень простое (будут и те, кто сочтет его некрасивым, напоминающим спичечный коробок). Со стороны улицы – лаконичный белый фасад и равномерный ритм окон без наличников. Нижняя часть массивная, облицованная черным шлифованным гранитом, белая стена завершается выраженным карнизом – такую трехчастную структуру использовали, например, при постройке ренессансных палаццо. Кроме того, фасад почти симметричен (левое крыло чуть больше правого), а вход четко обозначен с помощью козырька и аттики с розеткой в виде слепого окна. Совмещение классической архитектуры и авангарда – популярная тенденция 1920-х годов прошлого века, которую условно можно назвать ар-деко. Но если уличный фасад посольства, можно сказать, «ардекошный», фасад, который выходит в большой просторный двор, совсем другой. Он более ассиметричный, с обозначенной лестничной клеткой и довольно протяженными балконами.
Перила балконов похожи на корабельные – это излюбленная эстетика эпохи авангарда.
Иными словами, задние очень многоликое, и не только снаружи, но и внутри.
Форма исторического здания – Г-образная, большая часть вынесена во двор. Здесь находятся вестибюль и столовая, а над ними – резиденция посла. В вестибюле – все то же функциональное, или конструктивистское начало, сочетающееся с изяществом и красотой классической архитектуры. Из общего оформления пространства (прямые белые плоскости с закруглениями, которые отсылают к образу классических колонн) выбивается эклектичная мебель, излишне декоративная, несколько вычурная. Ее перевезли сюда из Финского дома в Санкт-Петербурге. На стенах – старинные бра с золотыми ангелочками и картины кисти современных финских художников. Все – из галереи современного искусства Kiasma в Хельсинки.
На втором этаже – столовая и парадный зал. Здесь более современная мебель, например, светильники Алвара Аалто, которые он придумал в 1950-х годах для одной из вилл, и его же знаменитые «савойские» вазы, придуманные для интерьера ресторана Savoy в Хельсинки. Несмотря на то, что помещения посольства неоднократно модернизировались, в представительских помещениях сохранилась часть первоначальной меблировки. Например, в кабинете посла находятся предметы мебели, созданные по дизайну архитектора Элли Руут специально для здания посольства.
С точки зрения архитектуры здесь хоть и преобладают приемы авангарда (например, ленточное окно), есть и еще один нюанс. Путь на террасу и зал условно разделяет ряд круглых колонн. Они выстроены так, что чем ближе подходишь к веранде, тем сильнее сужается пространство. Иллюзия большей глубины – иллюзорный прием, свойственный барокко и не характерный для авангардистов. Те выступали за правду материала и честность конструкции.
Прямо с террасы идет лестница в сад. Рассказывают, что бывший посол (а потом и президент) Финляндии Юхо Кусти Паасикиви в короткий перерыв между «Зимней» и Великой Отечественной войнами ежедневно вышагивал по террасе по 5-6 км, пока его жена Алли плавала в бассейне во дворе. Сейчас бассейна в саду уже нет, зато есть четыре сауны и закрытый бассейн – уже в новом здании.
Новый корпус посольства построил в 1990-х годах архитектор Туомо Сийтонен, и это хороший пример того, современная финская архитектура может вести диалог с финским модернизмом 1930-х годов. Сейчас только опытный глаз различит в посольском комплексе два здания, разница в «возрасте» которых 58 лет. Дело в том, что при проектировании нового здания предметом особого внимания было его соответствие основному зданию архитектора Экелунда и внутреннему дворику, чтобы обеспечить создание единого комплекса. С уличного фасада новое здание представляет собой как бы недостающий левый флигель старого здания. Так посольство выглядит симметричным и напоминает московские усадьбы, где всегда есть главный дом и два крыла-флигеля. Вместе с тем, новый флигель несколько отнесен назад – создается эффект некой авангардной лесенки.
И если с фасада новое здание становится вторым флигелем по отношению к жилому корпусу, то, если смотреть со двора, оно вступает в диалог с вынесенной во двор резиденцией и раскрывается в сад навстречу своему историческому собрату. Полностью панорамное остекление (возможное только в наши годы) стирает границу между интерьером и экстерьером, создается эффект проницаемости среды, который так ценили в эпоху авангарда. Важный элемент здесь – двойной камин, который работает и внутри, и снаружи. Он словно прорывает собой стену.
Перед архитектором стояла сложная задача. Если Хилдингу Экелунду – учитывая огромную площадь посольства – удалось разнести все функции здания по разным корпусам, то Туомо Сийтонен нужно было, напротив, совместить все функции в одном здании. Ему это удалось. Кроме того, сразу за посольством стоит особняк Деражинской авторства Шехтеля, так что новый корпус должен был стать еще и выгодным фоном для исторической достопримечательности. Специально для этого архитектор сделал фасад здания заполненным металлическими жалюзи – нейтральный фон для памятника архитектуры. Как говорил Алвар Аалто, архитектура возникает там, где в центре человек со всеми его трагедиями и комедиями. Здание посольства Финляндии – учитывая все те сложности, которые пережили его сотрудники в разные годы – красивая иллюстрация этой мысли.
Благодарим за помощь в подготовке материала посольство Финляндии в Москве и Айрата Багаутдинова, основателя проекта «Москва глазами инженера», который провел экскурсию по посольству.
Все фото: посольство Финляндии в Москве