Линия горизонта: особенности оформления выставочного пространства
В Институте русского реалистического искусства открылась выставка работ советского пейзажиста Георгия Нисского. В экспозицию «Нисский. Горизонт» вошли работы из 25 музеев и 5 частных коллекций, но ретроспектива рассказывает не только о пути самого Нисского, но и знакомит с творчеством вдохновлявших его мастеров: от Николая Рериха до Александра Дейнеки. За разработку архитектуры и дизайна выставки отвечали архитекторы бюро PROJECT ELEVEN, Игорь Чиркин и Павел Пришин. Рассказываем, как именно они решили организовать выставочное пространство и почему.
Игорь Чиркин и Павел Пришин – авторы архитектурного решения постоянной экспозиции ИРРИ и многих временных выставок «Советский спорт», «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем», «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» и других.
«Самое главное в организации выставочного пространства, – уверены архитекторы, – это помочь зрителю почувствовать настроение работ или создать правильную атмосферу, чтобы понять автора, проникнуться искусством». Решение может быть разным: от белого нейтрального фона до яркого эмоционального пространства. Концептуальное решение, выбранное для выставки Нисского, напрямую отсылает к творчеству автора. В работах художника горизонт имеет особое объединяющее значение, поэтому вся архитектура выставки построена на «линии горизонта». Это касается и высоты стен, и выбора цвета и решения освещения.
На каждой картине была найдена линия горизонта, и все работы были выставлены по этой линии.
Что касается цвета, авторы проекта выбрали нейтральный и одновременно «богатый» серый оттенок LG118 Dark Lead Colour (Absolute Matt Emulsion) английской краски Little Greene.
Правильный свет – еще один важный инструмент архитектора. В выставочном пространстве свет особенно важен: он должен не только задавать настроение, формировать пространство, но и выгодно подчеркивать экспонаты. «Свет помогает усилить задуманные эффекты, расставить правильные акценты», – говорят Игорь Чиркин и Павел Пришин. Особенностью этой выставки стало то, что авторы проекта подчеркнули светом “линию горизонта”. Для подсветки самих работ архитекторы выбрали споты, акцентное освещение.
Соавторы архитектурного проекта, авторы графического оформления выставки – Андрей Шелютто и Ирина Чекмарёва. Несмотря на то, что в европейских музеях теперь часто не делают объемные описания к работам, а вместо этого помечают экспонаты номерами и дают посетителям на входе книжку с описанием (например, Петер Цумтор, архитектор кельнского музея «Колумба», буквально настаивал на том, чтобы все стены остались свободны от подписей), в ИРРИ решили придерживаться традиционного метода подачи информации. «Сопроводительные тексты при грамотном использовании – это хорошо, они могут подчеркивать идею и концептуальную задумку выставки, – говорят архитекторы проекта. – Существует множество вариантов так называемого «этикетажа»: графика, материал, цвет, шрифт – все они призваны подчеркнуть и усилить авторскую задумку».
Кроме того, есть множество примеров применения и более продвинутых технологий, например, QR кодов или аудиогидов IZI Travel и др., что позволяет сопроводить работу большим кол-вом дополнительной информации – все зависит от кураторского замысла и характера экспонатов. «Допустимо практически все, главное, чтобы решения были уместны, – говорят Игорь Чиркин и Павел Пришин. – Настораживает, когда архитектура выставки избыточно декоративна и становится важнее, чем произведения.
Привлекая к себе много внимания, архитектор вступает в рискованный диалог с художником.
Выставка «Нисский. Горизонт» пройдет в московском Институте русского реалистического искусства до 27 января 2019. Подробнее об экспозиции и художнике можно прочитать на сайте ИРРИ.