Смерть в Венеции: проект кладбища от Дэвида Чипперфильда
В 1998 году бюро David Chipperfield Architects (DCA) во главе с британским архитектором Дэвидом Чипперфильдом обошло 145 претендентов в международном конкурсе на лучший проект расширения островного кладбища Сан-Микеле, единственного в Венеции. Проект долго не начинали из-за отсутствия финансирования и бюрократии, и только в 2004 году архитекторы, наконец, приступили к работе. Потом прошло еще 14 лет и вот – проект почти готов.
Сан-Микеле, единственное городское кладбище, было основано в 1837 году. Здесь, на омываемом волнами острове, покоятся поколения венецианцев, а также некоторые выдающиеся иностранцы. В их числе – первый балетный импресарио Сергей Дягилев, композитор Игорь Стравинский, поэт Иосиф Бродский. За 200 лет использования кладбища на нем почти не осталось места, поэтому и придумали конкурс. Архитекторам нужно было разместить новые колумбарии для урн с прахом после кремации, часовню и крематорий, а еще – продумать образ нового острова, возведенного рядом со старым.
Двор четырех евангелистов
Джузеппе Зампьери, директор по дизайну и партнер David Chipperfield Architects рассказал Wallpaper о дизайне Чипперфильда как реакции на нынешний образ кладбища. Сан-Микеле – островное кладбище в венецианской лагуне, и, конечно, такое местоположение делает его довольно уникальным. В последние годы, впрочем, все более муниципальный характер места стал контрастировать с его романтическим внешним видом.
Фонтан во Дворе трех архангелов
Проект архитекторов – это попытка устранить этот дисбаланс и восстановить некоторые из первоначальных свойств кладбища. Вместо нынешнего расположения гробниц в параллельных рядах они предлагают возвести стены, окружающие прямоугольные дворы. Снаружи стены глухие, но внутри есть углубления для захоронений – это позволяет подчеркнуть необходимость уединения и ощущение близости.
Склеп
Проект разрабатывался в несколько этапов. Первый этап – Двор четырех евангелистов – был завершен в 2007 году. Внутри он разделен на более мелкие, частные, дворы разных размеров. В базальтовые стены инкрустированы выдержки из текста Евангелий. Второй этап был завершен в 2017 году. Архитекторы построили склеп из белого «истрийского» камня (его добывают в Хорватии использовали для многих дворцов и памятников в Венеции), Двор трех архангелов и служебное здание из красного кирпича. Третий этап сейчас находится на стадии согласования и будет включать в себя дополнительные дворы, склеп и расширение острова. Когда он будет завершен, пока не ясно. Финансирования на реализацию проекта не хватает – слишком дорого городу обошлась плотина, защищающая его от наводнений.
Сан-Микеле не сразу стал островом-кладбищем. Долгое время в крепости на острове находился монастырь, а затем – тюрьма. Хоронить венецианцев здесь начали по распоряжению Наполеона I, и с тех пор остров полностью отдан мертвым. Окруженный высокими стенами и затененный зелеными кипарисами остров не уступает в своей странной красоте городу.
Колонны в одном из дворов
В отличие от привычных архитектурных клише (вспомните хоть общественное кладбище на горе Монжуик в барселоне), дизайн Чипперфильда – это выверенный утонченный модернизм, лишенный любой избыточности, в первую очередь, ярких цветов. Архитекторы, во-первых, хотели сделать дизайн общим, объединяющим, а во-вторых, подчеркнуть тихое достоинство усопших. Вместе с тем, здесь есть место и цветам, и надписям – их отдают на откуп родственникам. Закрытые же дворы David Chipperfield Architects выглядят достойно и красиво. Венеция – это, в принципе, город закрытых пространств, так что новый проект – это еще и дань архитектуре города. К тому же, кладбищу уже 200 лет, и, вероятно, оно прослужит еще не меньше. Проект архитекторов дает широкие возможности для его использования.