«Пушкин» в Париже: русский дворец в османовском особняке
Café Pouchkine в Париже – это кондитерская, бар, чайный салон и ресторан с просторной террасой, откуда так хорошо любоваться неоклассической колоннадой церкви Мадлен. В меню – блюда, разработанные в сотрудничестве с командой Алена Дюкасса, любимые хиты московского «Кафе Пушкинъ» и новые кондитерские шедевры от Нины Метайёр, признанной ресторанным гидом Gault et Millau лучшим шеф-кондитером в 2016 году. Но главная гордость заведения – это, конечно же, интерьеры.
Парижское Café Pouchkine выдержано в той же стилистике, что и ресторан в Москве: барочный интерьер, внимание к деталям, уединенная атмосфера. Стилистическое решение намеренно контрастирует с популярными сейчас рафинированными монохромными кафе с открытыми пространствами, разрушая тренд лаконичного дизайна.
Каждый зал (а их всего четыре: бар «Пушкинъ» и салон Екатерины II на первом этаже, салон «Павловск» на втором этаже и салон «Мадлен» на третьем) отделан и обустроен в соответствии с культурной эклектикой конца XVIII – начала XIX веков. Для этого были приглашены лучшие московские мастера, художники-декораторы, штукатуры и краснодеревщики. Предметы антиквариата (люстры, скульптуры, арт-объекты) были отобраны ресторатором Андреем Деллосом лично.
Буйство фантазии не выходит за рамки франко-русского классицизма, но внутри этих границ нет предела совершенству. Элементы орнаментов, известные по дворцовым интерьерам Санкт-Петербурга и летним царским резиденциям, отнюдь не простое цитирование. Знакомые детали, словно маяки и вехи, сопровождают в увлекательном путешествии по давно ушедшим временам, вернуться в которые «Кафе Пушкин» и приглашает своих гостей. К слову, в Париже почти нет ресторанов, сохранивших интерьер даже начала XIX века. В немногие подобные пространства (вроде «Гран Вефура» в Пале-Рояле или «Прокопа» на Сен-Жермен) ходят, почти как в музеи.
В каждом зале Café Pouchkine притаился сюрприз. Так, зал Екатерины II оформлен пилястрами с гротесками, подобными тем, что мы находим во дворцах Павловска и Царского Села, а также цветочными гирляндами – излюбленным элементом русского парадного интерьера. Центр зала «Павловск» украшает изумительный камин из уральской яшмы, напоминающий те, что украшают собой Павловск и Эрмитаж. Это уникальная работа уральских мастеров, которые не утратили мастерства своих предков. Стены Парадного зала оформлены буазери тончайшей золоченой резьбы и медальонами на античную тему. Там тоже есть камин из яшмы, сделанный уральскими камнерезами. Что же касается библиотеки кафе, то она оформлена панелями из натурального дуба в стиле режанс. На подобное решение создателей вдохновил интерьер библиотеки Петра I в Петергофе, выполненный великим французским скульптором и архитектором Николя Пино.
Зал кондитерской – это симбиоз стилей Людовика XVI и ампира, витрины выполнены из стали и золоченой бронзы в традиции уникальных светских изделий тульских мастеров. Стены кондитерской украшены золочеными бронзовыми военными трофеями, которые также были излюбленным элементом декора российских дворцовых архитекторов периода Екатерины II – Николая I. Лестница, ведущая на второй этаж, сделана руками русских кузнецов в стиле Людовика XIV, который был также очень популярен в России XVIII – XIX веков. Café Pouchkine с чистой совестью можно назвать новой исторической достопримечательностью, дворцом, привезенным в османовский особняк в центре Парижа из России.
Историки любят повторять, что процветающей является та нация, которая способна делиться своими ценностями с ближними и дальними соседями. Именно таковы были взаимоотношения Франции и России: на протяжении XVIII и XIX веков, когда Франция щедро делилась с Россией достижениями эпохи Просвещения. Большинство шедевров Москвы и Санкт-Петербурга обязаны своим высоким уровнем именно французскому стилю. Достаточно и одного примера: знаменитый архитектор Жан Батист Валлен-Деламот, племянник и ученик великого Жака Франсуа Блонделя, став профессором Петербургской Академии изящных искусств, воспитал в 60-х годах XVIII века целую плеяду замечательных русских архитекторов, полностью изменивших облик Москвы и Санкт-Петербурга. Созданный ими стиль воцарился в России на долгих семь десятилетий и вошел в историю как русский или екатерининский классицизм. Соответствующий тонкому вкусу императрицы, этот стиль отличался изысканностью и женственностью, свойственной эпохе Марии-Антуанетты. Что же касается гастрономии, то и она не отставала – приезд огромного количества французских шеф-поваров способствовал созданию особой франко-русской кухни. Из этой трёхвековой традиции и вырос феномен «Кафе Пушкинъ», которое хранит память о влиянии Франции в сфере искусства и высокой кухни.