Молодая архитектура: все победители второй молодежной архитектурной биеннале в Казани
24-26 октября в Иннополисе — городе-спутнике Казани — прошла Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале и конкурс проектов молодых архитекторов. Из 739 заявок члены жюри во главе с Сергеем Чобаном выбрали 30 финалистов, а из них — 4 победителя. Темой этого года стала вторая жизнь промышленных пространств: завода «Сантехприбор» и портового элеватора, расположенных в Казани. Посмотрите, какие какие проекты оказались лучшими.
Александр Аляев, Москва. Золотой приз в номинации «Территория бывшего завода «Сантехприбор»
Архитектор сделал ставку на максимальную проницаемость и доступность градостроительной структуры. Излишне протяженный северный участок завода «Сантехприбор» разбивается на две части, соответствующие габаритам стандартного городского квартала; на месте южного участка возникает три аналогичных квартала. Помимо смягчения масштаба застройки, такое планировочное решение позволяет сформировать новую транспортно-пешеходную ось в границах Адмиралтейской слободы. Оба участка получают смешанное функциональное назначение, однако у каждого есть своя «специализация»: северную территорию бывшего завода «Сантехприбор» занимает преимущественно жилье, южную — креативно-производственный кластер с офисами и мастерскими. Каждый квартал скомпонован из небольших блоков, формирующих систему последовательно развивающихся общественных пространств, различающихся по степени уединенности и камерности.
Бюро «КБ 11», Уфа. Серебряный приз в номинации «Территория бывшего завода «Сантехприбор»
Вместо производства и промышленности генератором развития территории бывшего завода «Сантехприбор» становится культура. Северный участок решается как преимущественно общественное пространство, где формируется предельно активный рельеф — создать его помогает законсервированный исторический слой производственного мусора, намеренно оставленного на площадке как память о прошлом места и его нынешнем трагическом упадке, с которым сегодня необходимо справиться. Границы площади фиксируются с помощью колонн и декоративных водоемов, которые своей конфигурацией повторяют контуры некогда существовавших здесь корпусов. Чтобы сделать руины пригодными для всесезонного использования, в них и между ними выполняются вставки в виде лаконичных стеклянных оранжерей и подвижных световых объемов на вертикальных рельсах, которые днем служат гостеприимными лаунжами на уровне земли, а вечером поднимаются над площадью, обеспечивая ее освещение. В противовес данному пространству, пространство южного участка разыгрывается как средоточие ярких акцентов и активных пространственных форм.
Творческое объединения «Лето», Москва. Золотой приз в номинации «Портовый элеватор»
Элеватор в проекте — ценный объект промышленного наследия и главный символ локального центра. Переосмысляя его градостроительное положение и функциональное наполнение, архитекторы трактуют его как новый храм: подобно культовым сооружениям средневековых городов, он вступает во взаимодействие с окружающей застройкой более мелкого масштаба, образуя систему площадей, которые примыкают к каждому из его четырех фасадов. Расположенная с северо-запада «Водная площадь» имеет рынок, амфитеатр, ведущий к воде, и общественный бассейн — это, своего рода, буфер между городом и рекой. «Спортивная площадь» примыкает к юго-западному фасаду элеватора: здесь расположены спортивный центр, скалодром, скейт-парк. Северо-восточный фасад граничит с «Научной площадью». Сюда обращены медиатека, расположенная в здании элеватора, и школа, построенная напротив него. А на «Городскую площадь» выходит музей, и это сердце всего локального центра, а также его главный транспортный хаб с остановкой общественного транспорта, стоянкой такси и подземной парковкой личного автотранспорта. Пятая и самая зрелищная площадь расположена на крыше элеватора, это главная видовая площадка всего района.
Бюро Megabudka, Москва. Серебряный приз в номинации «Портовый элеватор»
Архитекторы предлагают демонтировать всю застройку косы, кроме здания элеватора, и сделать единую набережную шириной 50 метров с деревьями, велодорожкой, кафе и барами по периметру. С этим линейным парком перекликается организованный на мысе косы большой полукруглый парк. Архитектурные решения реконструкции элеватора всецело продиктованы геометрией и конструктивными особенностями этого здания. Бережно сохраняя общий брутальный характер постройки, ее исходные пропорции и круглую в плане форму образующих ее силосов, архитекторы прорезают каждый внешний цилиндр элеватора высокими арочными окнами, а два центральных ряда вынимают полностью для организации атриума. Верхний этаж элеватора предлагается преобразовать в стеклянный, что позволит открыть максимально выигрышные виды на Волгу и осветить атриум, а в центре здания разместить многофункциональное пространство со сводами из цилиндров, поддерживаемых металлическим каркасом. Функциональное наполнение самого здания также подчеркнуто разнообразно: здесь найдется место и для культурно-просветительских учреждений, и для коммерческих площадей, и для апарт-отеля.
Илья Ободовский, Симферополь. Специальный приз Министерства строительства и ЖКХ РФ
Стремясь сохранить общий масштаб и монументальный образ здания элеватора, архитекторы вместе с тем стремились превратить его в более дружелюбную и открытую городу структуру. Для этого подсилосный этаж сделан полностью прозрачным. Каждый отдельный блок с силосами несет в себе разные функции: музейное пространство и медиатека, офисы и коворкинг, жилье и хостелы. В надсилосном этаже располагаются клубы, рестораны и смотровые площадки. Ограждающие конструкции этого уровня выполнены стекла и латуни, образно отсылающей к зерну, которое когда-то здесь хранилось, тогда как фасады самого элеватора выкрашены в темно-бордовый цвет. Центральная продольная ось участка превращается в бульвар, вокруг которого возникает несколько дополнительных новых зданий — офисов, жилья и многоуровневых паркингов, современная архитектура которых дополняет динамичный образ элеватора.
Ксения Воробьева, Москва. Специальный приз Правительства Республики Татарстан
Проект ревитализации промзоны бывшего завода «Сантехприбор» разбит на пять этапов. Первый этап проекта предусматривает создание штаба по реновации всей Адмиралтейской слободы в здании бывшего швейного цеха фабрики промышленника И.И. Алафузова. Штаб состоит из коворкингов и малых офисов, переговорных и залов для проведения слушаний и лекций. Между Штабом и фабричной трубой организована площадь: для минимизации затрат по оздоровлению почвы ее предлагается благоустроить прозрачным настилом над существующей землей. Вторая очередь предусматривает создание коливинга в бывшем производственном корпусе, ориентированном вдоль улицы Клары Цеткин, а также масштабное благоустройство всей территории с созданием амфитеатра из кирпича демонтируемых строений. На третьем этапе в структуру квартала добавляются офисный комплекс, который планируется разместить в реконструируемом заводском здании на южном участке, и пешеходный бульвар, который соединит Мало-Московскую и Милицейскую улицы. Четвертый этап – строительство на северном участке жилого квартала, организованного вокруг трех приватных дворов, а на южном – школы и детского центра, которые размесятся здании бывшей паркетной фабрики Локке. И, наконец, пятый этап – это создание бутик-отеля в бывшем частном доме И.И. Алафузов.
Архитектурного бюро ХВОЯ, Санкт-Петербург. Специальное упоминание жюри
Проект реновации территории завода «Сантехприбор» опирается на две ключевые идеи. Во-первых, это бережное и внимательное отношение к участку, а во-вторых, реалистичная и вписывающаяся в контекст функциональная программа. Авторы проекта предлагают создать т.н. light-industrial кластер, в котором преобладают пространства для размещения небольших местных производств, совмещающих «чистую» часть производства, склад и шоурум произведенной продукции. Создание такого центра производств-мануфактур даст импульс развитию окружающих территорий, в первую очередь, северной части участка проектирования. Основу планировочного решения последней формируют «силовые линии»: стены, оставшиеся от поперечных дореволюционных корпусов, задают поперечные направления улиц, а дымовая труба котельной — главную продольную ось, и на основании этой сети координат архитекторы проектируют три квартала. Существующие руины здесь сохраняются и консервируются, а застройка новых кварталов примыкает к ним вплотную. Функционально кварталы представляют собой жилье для сдачи в длительную аренду, причем здесь есть как отдельно стоящие дома, так и небольшие многоквартирные модули. Планировочные решения позволяют варьировать функциональное наполнения, заменяя жилье на офисы и гостиничные номера.
Архитектор Азат Ахмадуллин, Уфа. Специальное упоминание жюри
Единый для всех корпусов элеватора стилобат превращается в просторную общественную зону, окруженную по периметру открытой галереей: здесь расположены многочисленные небольшие кафе и выставочные пространства. Самая большая часть элеватора – 12-рядный корпус – имеет в основе атриум с прорезанными через верхнюю надсилосную галерею башнями, которые обеспечивают равномерное освещение внутреннего пространства. Также в этой части расположены дайвинг-труба, аэротруба и скалодром, что, по замыслу авторов проекта, является интерпретацией технологических процессов очистки и сушки, которые зерно раньше проходило в элеваторе. Истории места также будет посвящен и Музей зерна, расположенный в центральной части элеватора. Постоянное жилье представлено двумя урбан-виллами, таунхаусами, расположенными вблизи основного здания, а также коливингами в надсилосной галерее элеватора. Пространство между элеватором и набережной трактовано как ландшафтный парк, в котором преобладают зерновые культуры. По замыслу авторов, со временем здесь сформируется золотое поле, символизирующее новую жизнь зерна, которое когда-то хранилось в элеваторе.
В 2020 году проекты финалистов биеннале будут представлены в Aedes Architecture Forum в Берлине — первой независимой архитектурной галерее Европы, где экспонируют работы профессионалов современной архитектуры и городского дизайна.