Праздник стеклоделия в Венеции: дневники команды FRESH.GLASS с фестиваля Venice Glass Week 2023
В сентябре Венецианская лагуна превратилась в место празднования и продвижения искусства стеклоделия. Фестиваль Venice Glass Week проводится здесь с 2017 года, объединяя современных ремесленников и художников — всех тех, кто продолжает и по-своему переосмысляет традиционные техники работы с материалом. На недавней Неделе стекла побывала и студия FRESH.GLASS: команда представила авторские проекты и успела прогуляться по ключевым локациям фестиваля. Своими впечатлениями ребята поделились в дневниках для Design Mate.
Сергей Мартынов сооснователь, идеолог и художник FRESH.GLASS
Даша Болховитина художник и идеолог FRESH.GLASS
Константин Гвоздев сооснователь и технический директор FRESH.GLASS
Кристина Бароева арт-менеджер и идеолог FRESH.GLASS
Анастасия Вишнякова главный мастер, хранительница очагов FRESH.GLASS
Локация №1. Palazzo Loredan
Палаццо Лоредан — один из старейших в Венеции. Сейчас это Институт науки, литературы и искусств, расположенный в кампо Санто-Стефано. На первом этаже палаццо, в селекции HUB Under 35, мы представили сразу два проекта — инсталляцию из модульных светильников OlOllO и авторскую серию объектов Даши Болховитиной The Replacement.
OlOllO — это модульные бра из крошки стекла с матовой бархатистой текстурой. Мягкая геометрия девяти модулей в линейке, каждый из которых называется OIO, позволяет создавать множество простых и минималистичных композиций. OIO можно использовать вместе, соединяя их в линии и замысловатые фигуры, или по отдельности. В дневное время светильники из коллекции OIOIIO выступают элементами интерьера, скульптурами на стене. Когда солнце преломляет свет через стекло и создает блики, открывается тайный мир матового стекла, собранного из кусочков.
Модульные светильники OlOllO
В основе концепции светильников лежит история небольшой мастерской художественного стекла из Москвы и ее действия, направленные на приближение к безотходному производству. Как и в любой мастерской, создание проекта начинается с тестов, образцов, прототипов и бесчисленных попыток добиться желаемых результатов. Зачастую этот путь тернист и непредсказуем: точно выверенные технологии и режимы не гарантируют успех. В процессе работы остается большое количество обрезков стекла, которые впоследствии и стали материалом каждого светильника OlO.
Во время нашей поездки стало известно, что мы стали лауреатами премии Autonoma Residency Prize 2023 в селекции HUB Under 35 — как раз с проектом OlOllO.
Модульные светильники OlOllO
The Replacement — это сольный проект Даши Болховитиной, художника, идеолога и хранительницы концепции FRESH.GLASS.
Проект Даши Болховитиной The Replacement
Для Даши диалог с материалом — неотъемлемый этап создания предмета. Если довериться его природе, то процесс становится интуитивным; главное — найти с ним общий язык. Коллекция, представленная на Венецианской неделе стекла, воплощает диалог природы и воспоминаний вне времени. Дерево представляет собой символ живого, хранящего память поколений элемента; выступает как свидетель истории. Стекло — эфемерная мера времени. Ветка, извиваясь и переплетаясь, символизирует жизненный цикл воспоминания: отрываясь от дерева, она не умирает, а возрождается в своем значении.
Скульптуры GROWN GLASS, Peter Wiechenhaler
Локация №2. Предоткрытие в Palazzo Grandi Stazioni
Кристина: Предоткрытие фестиваля состоялось 6 сентября. Мероприятие было закрытым, на нем мы первые мы увидели фирменный объект события — Floating Boat. Это оказалось очень завораживающее действие. Удивительно, но все, что авторы проекта выдувают на лодке во время перформанса, они разбивают сразу после завершения изделия. Обычно при неправильном обжиге стекло трескается от напряжения, но на моих глазах одна из ваз просто взорвалась.
Даша: На Неделе стекла в Венеции мне тоже больше всего запомнилась лодка с печью для выдувания стекла на ней. Такая сила возможностей и такое зрелище, хотя, вроде бы, достаточно легкое для восприятия. Всегда интересно наблюдать за процессом создания чего-то нового.
Во время Недели стекла вся Венеция и остров Мурано в частности были усыпаны плакатами и афишами. В воздухе витало ощущение всеобщей причастности к чему-то большему, чем просто фестиваль стекла.
Локация №3. Студия Davide Salvadore, Мурано
Давиде Сальвадоре, мастер стекольной промышленности Мурано, основал собственную студию в 2012 году. Сегодня он продолжает работать вместе со своими двумя сыновьями, Марко и Маттиа.
Кристина: Можно часами рассматривать каждую работу студии. Уровень мастерства и детальная проработка каждого узора поражают. Все скульптуры, вазы, панно и кувшины совершенно отличаются от всего того, что мне удалось увидеть на острове до этого. Было неожиданно обнаружить нетривиальные предметы из стекла — например, музыкальные инструменты. Меня очень впечатлило сочетание цветов, форм и образов: в моем воображении они показались отсылкой к африканским мотивам.
Локация №4. Фабрика Venini
Сергей: Большая удача, что в рамках Недели стекла в Венеции нам всей командой удалось попасть на крупнейшую и наиболее успешную фабрику стекла на острове Мурано. Чувствовался многолетний опыт компании, трепет команды по отношению к своему уникальному художественному наследию. При этом радостно, что фабрика остается в современном контексте.
Даша: Очень здорово наблюдать за процессом настоящей работы и за профессионалами — спокойными, в простых минималистичных серых футболках и ботинках, которые не сможет прожечь упавшее раскаленное стекло.
Константин: Впечатляет спокойствие и слаженная работа мастеров на производстве. Думаю, успех фабрики во многом зависит от заложенных ценностей, которых придерживается каждый сотрудник. Видно, что они любят и уважают свое дело.
Локация №5. Студия GlassThink, Мурано
Фото: Glass Think
Анастасия: Студия GlassThink стала для меня воплощением всего Мурано. Было особенно приятно прикоснуться к рукотворному волшебству, созданному мастерами; увидеть, что они тоже люди; поделиться своей любовью к стеклу.
Локация №6. Fondazione Querini Stampalia, Венеция
Фонд Кверини Стампалья — это олицетворение не самой очевидной и менее туристической Венеции. Над архитектурой внутреннего дворика здания работал знаменитый итальянский архитектор Карло Скарпа. Он же в свое время был арт-директором Venini, оставив неизгладимый след в истории компании, благодаря авторскому видению дизайна и экспериментам с новыми техниками.
Даша: Маленький сад Карло Скарпа — это тихая архитектура бетона и воды. Здорово прийти сюда, чтобы послушать материалы и их диалог.
Кристина: Продуманная до мелочей архитектура, тонкое и тихое чувство созерцания, смелая и неочевидная геометрия. Растения здесь как будто обнимают и охраняют этот уголок.
Локация №7. Collezione Peggy Guggenheim в Palazzo Venier dei Leoni
Даша: Очень рекомендую к посещению Коллекцию Пегги Гуггенхайм. Прогуляться по маленькому парку, посмотреть с пристани на воду вместе со скульптурами животных — хранителями этого тихого красивого места. Здесь можно увидеть подлинники Сая Твомбли, Альберто Бурри и редкую коллекцию стеклянных скульптур Пикассо, посидеть в кафе или под деревом рядом со скульптурами Альберто Джакометти.
Точно стоит зайти в это место, свернув с центральных улиц в спокойный и уютный район Венеции.
Локация №8. Fondazione Prada в Венеции
Выставка «Все говорят о погоде» (Everybody Talks About the Weather) в Фонде Prada исследует семантику слова «погода» в изобразительном искусстве. Отправной точкой этого «расследования» кураторов стали текущие атмосферные условия.
Сергей: Это одна из самых философских выставок, которые я посещал за последнее время. Исследования более пятидесяти современных художников и научных деятелей. Разговор о том, как климат и погода разными способами повлияли на нашу историю через переплетения двух измерений — художественного и научного. Меня очень впечатлила такая глубокая тема, ведь семантика слова «погода» многогранна: она и про социум, и про семейные отношения.
Все фотографии предоставлены студией FRESH.GLASS. На обложке: Lino Tagliapietra, L’origine del viaggio. Фото: © Roberta Orio.