Вопрос: что такое провокация в общественном пространстве?
В рубрике «Вопрос» мы ищем ответы на самые актуальные или неожиданные вопросы в сфере дизайна. На этот раз, в рамках темы месяца Design Mate в апреле – «Дизайн как провокация», – разбираемся в том, как и на что провоцируют архитекторы, включая неожиданые элементы в интерьеры публичных пространств, от шоу-рума до клиники пластической хирургии.
Майкл и Элен Мирошкины основатели студии современного дизайна Geometrix Design
Дизайнер – это творец, и ему важно реализовать себя как творческую единицу. И если дизайн частного интерьера больше сконцентрирован на личности заказчика, проектирование общественного пространства – куда более широкое поле для творчества. При этом, отели и рестораны, помимо своих основных функций, выполняют и еще одну: они дарят новые впечатления. И эпатаж, нацеленный на мгновенную эмоциональную реакцию, – один из приемов, способных решить эту задачу. Как пример – сюрреалистичные и эксцентричные интерьеры авторства Марселя Вандерса. В спроектированных им отелях хочется любоваться каждой деталью, тактильно познавать каждый элемент, удивляться.
Интерьер отеля Mondrian Doha в Дохе, Катар, дизайн – Марсель Вандерс
Эпатировать может не только интерьер в целом, но и его отдельные элементы. Например, для сдержанного интерьера спальни в Lloyd Hotel & Cultural Embassy японцы Jo Nagasaka / Schemata Architects придумали довольно необычную кровать, мгновенно обращающую на себя внимание.
Спальня в отеле Lloyd Hote, дизайн – Jo Nagasaka / Schemata Architects
Необычное в интерьере – это то, чем хочется немедленно поделиться, о чем хочется рассказать. Поэтому эпатаж – это не только творческий вызов, но и прекрасный маркетинговый ход: фотографии облетят социальные сети, и о пространстве – ресторане, отеле, салоне красоты, шоу-руме – будут говорить.
Когда компания InterQuartz предложила нам сделать дизайн их шоу-рума на ArtPlay, главным пожеланием заказчика было сделать такой интерьер, который будет удивлять и немного шокировать. Шоу-рум находится в длинной галерее со стеклянными перегородками, и, проходя по длинному холлу, посетитель видит все, как в витрине. Нам важно было сделать такой интерьер, который своими формами и объемами будет привлекать даже тех, кто изначально не заинтересован в услугах компании. В итоге мы вышли за рамки стандартных шоу-румов, где образцы представлены раскладкой или каталогами, и поместили посетителя внутрь инсталляции, чтобы он мог почувствовать и оценить продукт прежде, чем зайдет в шоу-рум.
Шоу-рум компании InterQuartz, дизайн – Geometrix Design
Эпатажным может быть даже интерьер клиники пластической хирургии. Зайдя в клинику, мы попадаем в будущее, и в данном случае, интерьер – отражение философии клиники, которая использует только передовое оборудование, новейшие методики в хирургии и косметологии, материалы высшего качества. Здесь важно все: световые сценарии, материалы, архитектурные приемы.
За счет световых сценариев можно менять настроение интерьера: сделать его более уютным или добавить цвета.
В холле встречает стойка-ресепшн. Цилиндры разной высоты служат и поверхностью для подписания договоров, и подставкой под сумки, и скрывают рабочую зону администраторов. Из-за особенностей планировки мы могли разместить кабинеты только по кругу, и в центре холла мы организовали зону ожидания, отделенную для комфорта посетителей трубчатыми перегородками. Двери в кабинеты замаскированы под настенные стеклянные панели.
Клиника пластической хирургии, дизайн – Geometrix Design
Еще один характерный проект Geometrix Design – офис компании, которая занимается сельским хозяйством. Сегодня они запускают мощное переформирование технической базы завода и полную реструктуризацию. Идею этого мощного рывка вперед нам нужно было воплотить в интерьере.
С чем у вас ассоциируется сельское хозяйство? Зерно, земля, лопаты… С чем ассоциируется прогресс? С компьютерами, автоматическим управлением, алгоритмическим проектированием. Мы решили соединить простое со сложным и придумали параметрический потолок из черенков лопаты. Моделирование и эко-инструменты.Open-space для сотрудников – монохромная основа и четкая организация рабочих мест. Атмосфера в переговорной располагает к конструктивному диалогу за счет темных цветов и мягкой подсветки. Используемые материалы намекают на устойчивые принципы и вектор на прогрессивность компании: бетонный пол, керамогранит на стенах, футуристическая профильная подсветка на стыке стен, пола и потолка. Стеклянная перегородка между кабинетами и трансферной зоной содержит элемент фирменного стиля компании и напоминает колосья пшеницы. Кабинет руководителя мульти-функционален: здесь и рабочее место, и место для общения с сотрудниками, и зона для встреч с партнерами.
Офис сельскохозяйственного предприятия, дизайн – Geometrix Design
Эпатаж? Да. Но важно помнить, что он должен быть подкреплен концептуальными ценностями и принципами компании, отеля, ресторана – того, кто организует общественное пространство. Только так эпатаж не будет терять актуальности и вместо создания кратковременного вау-эффекта, будет трансформироваться вместе с развитием пространства.