Azulejos: традиции керамического искусства Португалии в новом проекте Ноэ Дюшофура-Лоранса
Француз Ноэ Дюшофур-Лоранс — давний любимец ведущих мировых брендов, среди которых Saint Louis, Hermès, Ceccotti Collezioni и Montblanc. Несколько лет назад он перебрался в Португалию, где сфокусировался на коллекционном дизайне и создании предметов, вдохновленных природными формами и традициями местных мастеров. Так появился проект Azulejos — новая глава в исследовании португальских ремесел.
Ноэ Дюшофур-Лоранс известен в первую очередь своими архитектурными, интерьерными проектами и коллекциями мебели, в которых прослеживается уважение к традициям прошлого и глубокая укорененность в природе. В портфолио дизайнера — пространство лаунж-зоны авиакомпании Air France, изделия из хрусталя, тканые ковры ручной работы и даже предметы из выброшенной обожженной пробки. Однако за последние несколько лет Дюшофур-Лоранс отошел от работы с крупными брендами и сфокусировался на собственной практике. Во многом на такую смену профессионального вектора повлиял переезд дизайнера в Лиссабон — здесь он запустил проект Made in Situ, который функционирует как студия и галерея, и еще больше погрузился в изучение традиционного ремесла.
Ноэ Дюшофур-Лоранс в студии. Фото: Made in Situ
В рамках Made in Situ Ноэ Дюшофур-Лоранс создает лимитированные коллекции предметов, которые приглашают зрителей окунуться в яркое и чувственное путешествие дизайнера. Автор уделяет особое внимание контексту каждого релиза, воспроизводя истории о творческом процессе, эмоциях и людях в своем пространстве в Лиссабоне.
Исследование традиций
Новый проект Made in Situ — это серия ширм Azulejos, название которой отсылает к одноименной керамической плитке с оловянной глазурью, распространенной в Португалии с давних времен. Предметы, как и более ранние релизы студии, вдохновлены живописными ландшафтами средиземноморской страны. Ноэ Дюшофур-Лоранс регулярно исследует местные регионы, знакомясь с локальными ремеслами, техниками и материалами — от керамики Барро-Негро до растительного волокна, добытого недалеко от города Сантарен. Дизайнер признается, что одним из главных источников вдохновения для него остаются мастера, с которыми он встречается во время своих путешествий по стране — по его словам, только уважение к процессу и традициям способно последовательно обогащать размышления о современном дизайне.
Ширмы из серии Azulejos. Фото: Clément Chevelt
Часто предметы Made in Situ в равной степени изготавливаются силами встреченных ремесленников и мастеров студии. Каждое такое взаимодействие превращается в историю, которая находит отражение в скульптурных и чувственных формах, — так случилось и с коллекцией Azulejos.
Искусство керамики и ода океану
На создание серии дизайнер вдохновился, заметив в Лиссабоне разнообразие необычной керамической плитки. Оказалось, что большинство миниатюрных шедевров созданы местным производителем Viúva Lamego в сотрудничестве с современными художниками, а сама история техники azulejo насчитывает около 500 лет. Начав работать в мастерских бренда, Ноэ Дюшофур-Лоранс полностью погрузился в эксперименты с красками, глазурью и цветами.
Серия Azulejos — это ода побережью между регионом Бретань и Лиссабоном, которая символизирует мое путешествие из Франции в Португалию. Панно выражают движение: волны здесь разбиваются на белые гребни, ветер взбивает их в пену, а глубокие зеленые и синие оттенки океана объединяются в танец.
Черная керамическая плитка Viúva Lamego до и после нанесения глазури. Фото: Clément Chevelt
Каждая из трех деревянных ширм из португальского каштана с декоративными панно представляет собой определенную часть побережья, создавая баланс между белыми контурами земли и завораживающей поверхностью моря. Соединяясь вместе, предметы, по форме напоминающие конструкцию лодки, образуют непрерывный пейзаж и единую мебельную группу.
Процесс работы над коллекцией. Фото: Clément Chevelt
Дизайнер взял за основу черную керамическую плитку, которую расписывал вручную, стараясь создать динамичную эстетику в изображении суши и моря. По словам автора, раскрыть нужный художественный эффект помогли особенности самого материала — при обжигании глазурь создавала тонкие и изящные эффекты, не всегда заметные при первом взгляде. Чтобы отразить прозрачность и глубину воды, дизайнер использовал филигранную работу с цветом. Серия Azulejos стала еще одним этапом погружения дизайнера в португальскую культуру и традиции, а именно к этому сейчас стремится Ноэ Дюшофур-Лоранс в своих проектах.
Фото на обложке: Clément Chevelt.