Серия Locus Solus по дизайну Гаэ Ауленти: от классики до последнего переиздания
В 1964 году итальянский дизайнер Гаэ Ауленти придумала серию Locus Solus, которая стала символом новой эры outdoor-мебели и выпускалась такими гигантами, как Poltronova и Zanotta. Задуманная как свежая интерпретация рационалистического подхода в дизайне, где на первое место ставились простота и функциональность предмета, до наших дней коллекция дошла в максимально схожем составе и все в той же авангардной эстетике.
Гаэ Ауленти известна, прежде всего, благодаря своим громким архитектурным проектам и реконструкциям знаковых европейских зданий, от шоурумов Olivetti в разных городах до Музея Орсе в Париже и одноименной железнодорожной станции. В творчестве итальянского дизайнера прослеживаются элементы популярного в конце прошлого века неолиберализма — он подразумевает сочетание традиционных методов и ремесленного мастерства, акценты на деталях и индивидуальности, а также свободу в выражении авторской стилистики.
Я стремлюсь создавать мебель, которая похожа на здания и напоминает зрителю о взаимодействии между дизайн-объектами и архитектурным пространством.
Переизданная серия Locus Solus. Фото: Exteta
Эти характеристики описывают не только архитектурную практику Ауленти, но и ее проекты в области промышленного дизайна, к которому она пришла в 1960-х годах. Совместные работы с брендами Olivetti и FontanaArte принесли автору широкую известность, а многие ее объекты выпускаются до сих пор и не теряются на фоне современных изделий. Одним из самых ярких (во всех смыслах слова) проектов Гаэ Ауленти в мебельном дизайне стала серия Locus Solus, которую сегодня можно найти в ассортименте итальянской компании Exteta.
Эскизы коллекции Locus Solus. Фото: Archivio Gae Aulenti
Locus Solus: броская эстетика и новое прочтение уличной мебели
Оригинальная версия Locus Solus, созданная дизайнером в 1964 году, была полноценной коллекцией уличной мебели: тогда она состояла из кресла с пуфом, стула, дивана, стола и маленького столика, скамейки, высокого табурета, шезлонга и торшера. Характерный «трубчатый» дизайн — это переосмысление рационалистического подхода, черты которого заметны в работах архитекторов Марселя Брейера и Людвига Мис ван дер Роэ. От полностью модернистской мебели серия Locus Solus отличалась яркой палитрой, отсылающей к движению поп-арта. Название серии тоже выбрано неслучайно — оно заимствовано из одноименной книги французского писателя Реймона Русселя, особенно любимого сюрреалистами, и буквально переводится как «уединенное место».
Переизданная серия Locus Solus. Фото: Exteta
В оригинальном дизайне серия Locus Solus задумывалась для каталога итальянской компании Poltronova, а позже Zanotta стала выпускать ее итерацию из хромированных трубок, предназначенную для внутренних пространств.
Переизданная серия Locus Solus. Фото: Exteta
Эстетика этой серии стала отражением периода, во время которого Гаэ Ауленти окончательно отдалила себя от рационализма в дизайне. Так, мебель изготавливалась из эмалированных стальных трубок, плотно прижатых друг к другу. Самым виртуозным изделием из коллекции стал шезлонг, который был создан из единственного извилистого элемента, имитирующего непрерывную линию. Дизайнер использовала самые яркие и необычные цвета — от оранжевого и лимонно-желтого до фисташково-зеленого и баклажанного. Симметричные силуэты изделий повторяют традиционные формы изогнутой деревянной мебели, а также одно из ранних творений самой Ауленти — кресло-качалку, созданную для Poltronova. Отдельного внимания заслуживал рисунок мягких набитых подушек из смеси хлопка и джута: он разрабатывался совместно с художественной школой в Пистое и удачно контрастировал с белым фоном обивки.
Переизданная серия Locus Solus. Фото: Exteta
Увидеть, как работают знаковые предметы итальянского дизайнера в современных интерьерах, сегодня можно благодаря фабрике Exteta — именно она несколько лет назад переиздала знаменитую серию, попытавшись максимально сохранить ее эстетику. Команда бренда выпустила коллекцию совместно с музеем Archivio Gae Aulenti, продемонстрировав тем самым современную значимость наследия дизайнера.
Благодаря авангардной серии Locus Solus Гаэ Ауленти удалось полностью изменить привычный ландшафт уличной мебели второй половины прошлого века. Автор привнесла в outdoor-дизайн запоминающуюся ретро-эстетику, которая и сегодня отличается индивидуальностью, гармонично вписываясь в пространства на открытом воздухе и интерьеры.
На обложке: оригинальное кресло из серии Locus Solus, созданное в 1964 году. Фото: Capitain Petzel.