Kilometro Zero: глокализация дизайна в радиусе километра
Глобализация достигла своего пика: в попытке сбежать от одинаковых в своих коммерческих предложениях мегаполисов, тиражированных сетевых магазинов, отелей и типовых «икеевских» квартир, потребитель вновь обращается ко всему локальному — пище, ремеслу, традициям. Куратор и дизайнер Санна Фёлькер запустила локальный проект с участием испанских дизайнеров: каждый из них во время карантина создал объект из материалов, найденных в радиусе километра.
Участниками инициативы Km Zero стали дизайнеры, живущие между Барселоной и Мадридом. Дизайнеров попросили материализовать свой опыт и впечатления от пандемии и изоляции в предметы при помощи материалов, найденных в радиусе километра от дома, и специалистов и производственных возможностей также — на расстоянии километра, не больше. Большим удивлением для них оказались местные ремесленники — кузнецы, сварщики, керамисты, о существовании которых они даже не подозревали. Выставка позиционируется виртуальной и существует только в онлайн-формате, однако одной из миссий заявляет укрепление местного сообщества.
Turbina Studio
Марта Айала Эррера представила скамью с двумя округлыми отдельными сиденьями, созданную в сотрудничестве с деревянной мастерской недалеко от дома. Скамья является аллюзией на общество в момент пандемии — сиденья разделены функциональными элементами, которые представляют индивидуальные возможности для каждого человека, однако в основе находится конструктивная деталь, необходимая для скамейки, которая соединяет оба сиденья.
Marta Ayala
Хулия Эске использовала обрезки, найденные в кузнечной мастерской всего в двух кварталах от ее квартиры, для изготовления коллекции алюминиевых ваз. Вазы могут наклоняться вперед и оставаться в новом наклонном положении без потери равновесия. Каждая деталь изготовлена из трубки, разрезанной по диагонали в нижней части и приваренной к противовесу.
Júlia Esqué
Сама Санна Фелькер использовала керамическую студию в 50 метрах от своей мастерской для создания чайного девайса. «Presence» — это объект, который исследует личный опыт замедления: чтобы понять, что напиток готов к употреблению, к чайнику нужно прислушаться. Когда успокаивающий звук капающей воды прекращается, можно приступить к распитию чая.
Sanna Völker
Тема творчества в вынужденной неволе, дизайна «по необходимости» — ситуативная реакция на происходящие события, которые сильно повлияли, в том числе, на дизайн-сообщество и индустрию в разных странах (когда главные мировые фабрики оказались закрыты, многие дизайнеры впервые столкнулись с вопросом поиска локальных производителей). Для Санны Фёлькер это не первый подобный кураторский опыт — три года подряд она собирает экспозиции, посвященные актуальным проблемам. В 2018 году она организовала выставку дизайна, которую было строго запрещено снимать и выкладывать в сеть вплоть до окончания, чтобы не создавать у посетителей эффект ожидания (причиной стал международный дискурс вокруг влияния Инстаграма на выставки и презентации). В 2019 году Санна обратилась к недостатку женских персоналий на выставках и в коллаборация — и сделала исключительно феминную экспозицию предметов дизайна и искусства.