Ремесленные традиции: исторические сорта дерева и новые способы обработки
Дерево — один из первых материалов дизайнера и до сих пор один из самых популярных. Благородная древесина красива и долго стареет. Технологии, впрочем, способны добавить ей еще пару десятков лет жизни — в этом материале рассказываем, как дерево использовали приверженцы стиля ар-деко 1920-х и какие ноу-хау из арсенала фабрики Giorgio Collection способны продлить ему жизнь сегодня.
Дерево в традиции ар-деко
Зародившийся в начале 1920-х годов ар-деко воспевал торжество жизни, а потому был предельно роскошным и изысканным. Главными двигателями ар-деко в массы стали крупные парижские универмаги начала века — они создали свои отделы декорирования, чтобы обеспечить потребителей всем, от мебели и светильников до коктейльных бокалов. Дизайнеры-приверженцы стиля использовали в своих работах соответствующие роскошному флеру материалы: хром и бакелит, слоновую кость и мрамор. Но в основе их мебели всегда было дерево — исключительно редких пород и лакированное до стеклянного блеска. Поверхности предметов тщательно покрывали многими слоями смол — они добавляли древесине не только благородное сияние, но и годы жизни. Лакированную мебель тех лет передавали по наследству и до сих пор продают с молотка — выглядит она по-прежнему достойно.
Экзотические породы дерева, которые использовали в своем производстве американские дизайнеры ар-деко. Разворот из книги Рика Эммета «Американская мебель в стиле ар-деко», впервые она была опубликована в 1935 году.
Чаще всего в производстве мебели использовали твердые породы древесины, например, черное дерево, или макассар. Его привозили с индонезийского острова Сулавеси, и стоило оно баснословных денег. Использовали также виниры — очень тонкие деревянные пластины из экзотических пород вроде привезенного из Западной Африки зебрано, танзанского ореха, ливанского эвкалипта и красного дерева из Мозамбика. Одна из интересных пород — клен «птичий глаз» c выпуклыми точками на поверхности. Такие деревья встречаются на севере Европы, в Канаде и Соединенных Штатах, а использовали их, в первую очередь, американские мебельные дизайнеры, тяготевшие к французскому варианту стиля ар-деко.
Комод по дизайну главного адепта ар-деко 1920-х годов, Жака-Эмиля Рульмана, и яркий пример стиля — лакированное дерево здесь дополнено изящной инкрустацией, чуть большего, правда, формата, чем это было принято.
Один их характерных примеров мебели в стиле ар-деко 1920-х годов — комод французского дизайнера Жака-Эмиля Рульмана. Текстуру дерева он использовал, в том числе, чтобы подчеркнуть легкий и воздушный дизайн своих предметов — красные полоски деревянного среза рифмуются с тонкими, чуть изогнутыми ножками комода. Дополнительный элемент дизайна — инкрустация пластинок слоновой кости и перламутра, из которых складывается изображение женщины, усмиряющей лошадь.
Новые способы обработки
Современные мебельные бренды не столько воспроизводят старый стиль, сколько переосмысляют его в современном ключе. Отсюда — знакомая роскошь, но в более лаконичной, подстать современности, формации, как у Giorgio Collection. Основанный 60 лет назад в итальянском регионе Брианца, он обращается к традициям ар-деко, но делает это максимально бережно.
Мебель из коллекции Coliseum, Giorgio Collection. Особенность столешницы — деревянный срез, который напоминает расходящиеся от центра солнечные лучи. Солнце — один из главных элементов декора ар-деко, и главный дизайнер бренда Джорджио Соресси активно использует этот образ в своих проектах.
Экзотические сорта дерева в предметах марки получают новое обрамление в виде отделок из полированной стали и мрамора — инкрустации из металла и камня экологичнее перламутра и слоновой кости, но смотрятся не менее выигрышно.
Модульный книжный шкаф из коллекции Alchemy, Giorgio Collection. Облицован шпоном из африканского платана с глянцевым полиэфирным покрытием. Дверцы с внешней стороны обиты натуральной кожей с тиснением «под игуану», а внутри покрыты глянцевым полиэфирным покрытием цвета синего кобальта.
Но важно здесь не только это. Большая заслуга бренда — в использовании новых технологий, недоступных его предшественникам. Так, чтобы продлить своей мебели жизнь, компания Giorgio Collection придумала использовать для отделки и защиты своей продукции особый материал — полиэстер или полиэфирное покрытие, ноу-хау фабрики. Технически, эта особая синтетическая смола, которая наносится на поверхность мебели вручную путем распыления в пять и более слоев. Материал решает сразу несколько задач. Во-первых, полностью прозрачное покрытие раскрывает глубину текстуры дерева и подчеркивает красоту деталей отделки. Во-вторых, полиэфирное покрытие делает мебель практически вечной. Это единственная в своем роде отделка, которую можно восстанавливать раз за разом вручную, без каких-либо трудоемких процессов.
Мебель из коллекции Absolute, Giorgio Collection. Спинки кресел облицованы шпоном маньчжурского ясеня цвета «мокко» с глянцевым полиэфирным покрытием и инкрустированы хромированной нержавеющей сталью.
Обращаясь к современным технологиям, Giorgio Collection не забывает о главном — итальянских традициях деревообработки. Фабрика сотрудничает с лучшими мастерами Брианца — региона, известного своими мастерами-краснодеревщиками, которые поколениями создают мебель с ярлыком «Made in Italy».