Сундук Louis Vuitton: от прорывного изобретения XIX века до яркого дизайн-объекта
Классический сундук Louis Vuitton — это не только знаковый предмет французского модного дома, но и одно из иконических изделий мировой fashion-индустрии. В свое время изобретение молодого столяра Луи Виттона совершило прорыв в сознании всех путешественников, а сегодня узнаваемая геометрическая форма с плоским дном становится объектом для смелых экспериментов дизайнеров.
Революция в сфере путешествий
С момента создания того самого сундука с плоским дном прошло почти двести лет: в распоряжении брендов давно появились гораздо более инновационные материалы и технологии, но легендарный предмет до сих пор остается источником вдохновения и образцовым примером яркой дизайнерской мысли.
Захватывающая история юного мастера и большого мечтателя Луи Виттона, который проделал путь длиной почти 400 километров от родной деревни до богемного Парижа, стала звучной легендой его будущего детища — модного дома Louis Vuitton. Когда в 1854 году молодой столяр и предприниматель открыл собственную мастерскую, сложно было представить себе масштабы, которые обретет его идея. Дебютным (и, как оказалось, революционным) изобретением Виттона стал Malle Cabine — первый чемодан прямоугольной формы с плоской конструкцией. Изготовленный из дерева и брезента и отделанный натуральной кожей, сундук идеально подходил для размещения в каютах или конных экипажах.
Классический дизайн сундука Louis Vuitton. Фото: © Andreas Rentz, Getty Images
Предмет стал оптимальной альтернативой распространенным тогда кожаным дорожным сумкам с закругленным верхом: благодаря использованию парусины Луи Виттону удалось добиться водонепроницаемого эффекта, при этом упростив использование и укладку сундука. Спустя несколько десятилетий мастер усовершенствовал свою концепцию, внедрив в нее систему замков с двумя пружинными пряжками. Запатентованная технология еще больше увеличила эффективность и безопасность предмета.
Борьба с подделками и эволюция сундука
Сундук Louis Vuitton стремительно набирал популярность, что привело к появлению большого количества подделок. Чтобы обезопасить оригинальный дизайн, сын Луи Виттона и последующий руководитель мастерской, Жорж, создал графичную канву Damier, а также знаменитое полотно с монограммой бренда и цветочной иконографией — оба мотива остаются узнаваемыми символами модного дома и сегодня.
Сундук Louis Vuitton, выполненный в канве Damier. Фото: MassModernDesign
Позднее компания начала выпускать сундуки, обитые канвой Vuittonite в разных цветах, от желтого до оранжевого и коричневого. Нередко модный дом выполнял специальные заказы — так появился, например, чемодан из парусины Vuittonite красного цвета, предназначенный для перевозки фотооборудования и созданный для одного французского филантропа. Постепенно бренд начал внедрять и другие материалы: начиная с XX века и по сегодняшний день компания выпускает легендарные сундуки с классическими элементами из брезента и дерева, а также меди и нескольких видов кожи в различных вариантах отделки.
Фото: Louis Vuitton
Время и тенденции менялись, и фабрика Louis Vuitton в Аньере производила как классические плоские сундуки, так и варианты для гардеробных, а также сундуки-секретеры. Несмотря на смену запросов пользователей и требований к багажу, традиционные дизайны бренда обрели новое воплощение, став использоваться в качестве предметов интерьерного декора. Сегодня Malle Cabine едва ли можно заметить в руках современных путешественников, зато модель все чаще становится роскошной заменой привычного консольного столика или банкетки.
Современная интерпретация сундука, представленная в рамках проекта 200 Trunks 200 Visionaries. Фото: BFA; Louis Vuitton
Продолжение истории: проект 200 Trunks 200 Visionaries
В этом году, в честь 200-летия со дня рождения Луи Виттона, бренд представил еще один проект, который переосмысляет наследие французского дизайнера. Для того чтобы исследовать классический сундук как «чистый холст», кураторы пригласили 200 креаторов. Их проекты компания продемонстрировала в витринах бутиков Louis Vuitton по всему миру, а также на передвижной экспозиции, которая начала свое путешествие в Аньере и продолжила в Сингапуре, Пекине, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и других городах.
На основе сундука, размер которого максимально приближен к оригинальному предмету, авторы создали свои интерпретации знакового объекта. Например, архитектор Фрэнк Гери разработал красочную инсталляцию, вдохновленную чаепитием, Су Фудзимото представил минималистичную версию Malle Cabine, а Питер Марино — авангардную итерацию из черных кожаных ремней. После окончания проекта – в декабре 2022 года – организаторы планируют выставить все 200 экспонатов на аукционе Sotheby’s.
На обложке: сундук Louis Vuitton, выполненный в канве Damier. Фото: MassModernDesign.