Дизайн от художников: от кроссовок до колец
О том, как Дали и Эльза Скиапарелли положили начало тесному и плодотворному сотрудничеству между художниками и брендами, мы уже рассказывали. В этом материале – новые примеры того, что получается, когда художники пробуют себя в роли дизайнеров – в рамках темы месяца Design Mate в марте «Дизайн как искусство».
Если еще какое-то время назад коллаборации с артистами были присущи, в первую очередь, большим Модным домам, сегодня к сотрудничеству художников приглашают в том числе масс-маркет. Сначала Mango выпустил лимитированную мужскую коллекцию, созданную совместно с известным шведским графитчиком и бизнесменом Андре Сарайвой, а чуть позже три женщины-художницы – Бижу Карман, Ана Машел и Таня Марой – создали капсульную коллекцию для Zara с лаконичным названием Women in Art. Каждая из девушек работает в своем стиле, так что коллекция получилась довольно разнообразной: Бижу Карман рисует яркие портреты на фоне из листьев, Тани Мара расписывает футболки и свитшоты пейзажами, а Ана Машел украшает рубашки и сумки черно-белыми комиксами.
Актуальная тема
Коллаборации теперь можно считать высказыванием на актуальную тему. От роли женщин в искусстве до проблем эмигрантов. В феврале американский художник Роб Прюитт выпустил капсульную коллекцию для онлайн-ритейлера Yoox – Migration Moving Blanket. В коллекцию вошли сорок покрывал, и каждое отмечено сертификатом подлинности и автографом автора. Прюитт решил проанализировать миграции у людей и животных. Каждый год теплолюбивые птицы отправляются на юг в поисках безопасности и комфорта. Те же чувства движут людьми, вынужденными покидать родные места ради лучшей жизни. «Работа Прюитта для Yoox – остроумный комментарий на тему сложности миграционных процессов прошлого и настоящего. Покрывала отличаются друг от друга так же, как разнятся уникальные истории людей, которые покидают свою родину полные страхов и ожиданий», — прокомментировала Беатриче Труссарди, куратор направления Art+Design Yoox.
Покрывало из коллекции Migration Moving Blanket, Роб Прюитт для Yoox
Но покрывала несут в себе и еще один посыл – попытку сократить расходы производства. Вдохновленные техникой пэчворк, они сделаны из лоскутов промышленного текстиля, на которые художник с помощью шелкографии нанес изображения летящих гусей – символов миграции в природе.
Скульптурные формы
Не только художники, но и скульпторы становятся партнерами модных марок в создании новых коллекций, а что может быть скульптурнее, чем пара кроссовок? Творческому тандему нью-йоркского художника и скульптора Тома Сакса (на первых выставках, к слову, он воссоздал офисную мебель Knoll из телефонных книг и клейкой ленты) и Nike уже шесть лет. Первые кроссовки для спортивного гиганта Сакс придумал еще в 2012 году. Mars Yard были вдохновлены космосом и получили актуальный ретро-дизайн (в данном случае это не оксюморон). Кроссовки были выпущены ограниченным тиражом, а одна из пар досталась инженеру-конструктору NASA. Несколько лет спустя модель модернизировали: верх сделали из полиэстера (для прочности и блеска), подошву дополнили цепким протектором против скольжения, а в палитру включили бежевый, красный и белый – для большей ассоциации с марсианской культурой.
Mars Yard
Результат последней коллаборации Nike со скульптором – самый захватывающий. Mars Yard Overshoe предназначены для самой плохой погоды (Сакс называет кроссовки March Shoes – по названию самого, на его взгляд, ненастного месяца в году) и оснащены всем необходимым, чтобы пережить весенние сырость, грязь и гололед было проще. Особенность модели – белый парашют, водонепроницаемый чехол (отсюда и название overshoe), который защищает спрятанный внутри кроссовок от влаги, а его очень изобретательная застежка – создатели даже сняли фильм, чтобы показать, как она работает.
Mars Yard Overshoe
Ювелирное мастерство
Многие ювелирные изделия, конечно, можно считать произведениями искусства, но не часто можно встретить ювелирные украшения, созданные художниками. «Будучи ювелиром и коллекционером искусства, я долго думал создать что-то в области ювелирных украшений как искусства», – говорит сооснователь бренда CADA Jewellery Герберт Копп. Обратиться он решил, в первую очередь, к друзьям и позвал поработать вместе Аарона Карри, Энди Хоупа и Джонатана Миза. Получившиеся работы – продолжение работ художников.
Карри, в своем творчестве озабоченный состоянием земли и влиянием, которое мы на нее оказываем, создал линейку натуралистичных коктейльных колец. «Я представлял, какими будут вещи, упавшие на землю после конца света, на что они будут похожи», – рассказал он. Хоуп, в свою очередь, обратился к истории и традиционным украшениям вроде гребней и печаток, сочетая их с изображениями из комиксов и разными безделушками. Миз сделал серию подвесок и колец из 18-каратного золота, с использованием цепи, имитирующей тщательно проработанные картины, видео и инсталляции, которыми он известен.