Трофейное стекло Аманды Дзедзич
В сентябре австралийская премия TDF Design Awards объявила финалистов – 12 победителей получили памятные трофей, сделанные мельбурнской художницей по стеклу Амандой Дзедзич. Скульптуры из выдувного стекла, каждая – в своем уникальном цвете, сами по себе представляют яркий дизайнерский проект.
От стажировки в художественной галерее JamFactory в Аделаиде (Австралия) до арт-резиденции в Токио, от образовательной программы Pilchuck Glass School в Сиэтле до еще одной резиденции в Northlands Glass в Шотландии – на протяжении многих лет Дзедзич оттачивала свое мастерство стеклодувства и только убеждалась в мысли о том, именно стекло – та спайка, которая связывает между собой самые разные отрасли, от декоративного искусства и современного арта до дизайна. «Тот дизайн, на которым я работаю, – рассказывает художница, – обычно вызывает у людей улыбку. хотя эти работы технически сложны, они универсальны в своей привлекательности». Она признается, что описать стиль, в котором работает, ей слишком сложно, но добавляет, что вдохновляется японской эстетикой и еще, конечно, многообразием цветов и оттенков.
Я – энтузиаст цвета. Это то, что возбуждает и мотивирует меня, то, что украшает мою повседневность.
То, как цвет может влиять на настроение, создавать атмосферу, – очевидно, и самые красивые цвета Дзедзич находит в природе. Растения, уверена художница, – самый удивительные образец дизайна.
Ее сотрудничество с The Design Files, популярнейшим австралийским блогом про дизайн, началось еще в 2011 году – тогда Дзедзич разработала серию стеклянных ваз Ikebana для первого мероприятия TDF Open House. Восемь лет спустя, задумав первую собственную масштабную дизайн-премию, издание снова обратилось в ней. Хотя у художницы – огромный опыт работы со стеклом, многоцветные скульптуры стали для нее вызовом. Чтобы получить желаемый результат, потребовались месяцы экспериментов. «Эти предметы – не о форме, а о цвете. Мне хотелось, чтобы они выглядели живописно», – рассказывает Дзедзич.
Чтобы сделать скульптуры многоцветными и многослойными, художница сначала отрезала кусок цветного стекла, нагревала его и придавала будущую форму, перетаскивая при этом каждый цвет через следующий. На изготовление каждого отдельного трофея уходил час. Несмотря на то, что технология была многократно и хорошо отработана, каждый раз, когда Аманда доставала объект из печи, она не знала наверняка, то именно получится. А получилась серия деликатных, но в то же время прочных стеклянных форм, которые стали настоящим символом австралийского дизайна и мастерства.
В числе других проектов художницы – разноцветные скульптуры и вазы, в том числе разработанные для австралийского концепт-стора Fenton & Fenton.
Помимо непосредственной работы со стеклом Аманда Дзедзич ведет собственный блог, в котором публикует интервью с другими стекольщиками (а чаще – стекльщицами) Австралии. Почитать их можно здесь.