Мебельные выставки в 2022-м: чего от них ждут дизайнеры и архитекторы
Несмотря на все внешние обстоятельства, каждый год профессионалы с особым трепетом ждут мебельные выставки за возможность встретиться с коллегами вживую, вдохновиться, обменяться опытом и идеями. Мы поговорили с представителями сферы дизайна и архитектуры о том, как изменятся мероприятия в этом году, что уже сейчас становится важным для аудитории, и как можно улучшить события, сделав их более полезными и привлекательными для посетителей. Дискуссия состоялась при поддержке выставки Мебель HUB.
Надежда Лазарева Президент и основатель
Международной Школы Дизайна (IDS)
Выставки — это отличная возможность увидеть новинки своими глазами, потрогать их. Это место, где дизайнеры могут не только лично познакомиться с производителями, но и встретиться с коллегами в неформальной обстановке. Выставки позволяют почувствовать, чем живет наша сфера, поэтому мы, дизайнеры, всегда с нетерпением ждем их.
За последний месяц все перевернулось таким образом, что сейчас мы (в том числе будущие дизайнеры, которые учатся в нашей школе) прежде всего ждем от выставок какой-то правды — что на самом деле мы получим для своих проектов, что будет для нас реальным приложением сил? Всегда есть вершина айсберга — то, что компании показывают на своих стендах, а есть скрытая часть (комплектующие, технологии, все то, за счет чего существуют производители). Сейчас мы всего этого постепенно лишаемся, пусть и не в полном объеме, но рынок к этому готовится. Поэтому мне кажется, что правда, честное мнение компаний — это и есть та фокусная точка, с которой мы будем рассматривать выставки сегодня.
Выставка Maison & Objet Paris
Импортозамещение в нашей экономике сейчас составляет малую часть. Это очень слабая цифра, но, чтобы ее поднять, требуется большая поддержка государства, начиная от кредитного финансирования, заканчивая грантами и инвестированием. К сожалению, другого выхода для развития российский производств просто нет. Причем импортозамещение упирается во все — это и шурупы, и мелкие детали, все что угодно. Конечно, каким-то выходом будет сотрудничество со странами Азии, но это только временная передышка. В первую очередь, нам самим нужно развивать фабрики, выращивать дизайнеров-предметников, проводить качественные мебельные выставки, но на это все нужна поддержка государства.
Мебельная выставка — это тоже маленький (по сравнению с заводом) бизнес-проект, где производитель должен максимально показать все, чем он может порадовать дизайнера, архитектора и конечного потребителя.
Я была на многих зарубежных выставках – в Милане, Копенгагене, Хельсинки, Токио, Париже, Кельне, – но самой уютной для меня остается Лондонская неделя дизайна. Мне очень нравится ее неформальный и демократичный дух — когда никто не сидит за своим стендом, когда ты не боишься заговорить даже с самыми знаменитыми дизайнерами. Например, там всегда есть, где присесть, чтобы пообщаться с человеком, выпить кофе, съесть сэндвич. Также там есть необычные интерактивные детали — например, 3D-принтер, на котором можно что-то распечатать, или возможность самому протестировать бытовые приборы. Еще мне кажется, на мебельных выставках нужно часть дней выделять для профессионалов, а еще часть — для семейного просмотра и конечных потребителей, когда можно купить книги, журналы, какие-то интересные дизайнерские вещи.
Коллаборации с самыми разными людьми и компаниями привлекут на выставку большее количество людей. Ведь конечный потребитель — это простой человек, которому нужен комфортный дом, или бизнесмен, который хочет открыть кафе.
London Design Festival
Нам нужно устраивать интересные и открытые мероприятия, где люди не сидят за условными виртуальными жалюзи, а, наоборот, хотят поговорить, представить свой продукт. Организаторам выставок необходимо продумывать все аспекты, учитывать интересы разных групп людей, а также обозначить основной вектор события — что выставка хочет сделать для экспонентов, посетителей, определенных групп дизайнеров. На выставках должны быть представлены разные ниши, должна быть продумана логистика, инфографика, внятные приложения и каталоги в цифровом виде.
Сейчас важно не унывать, а искать пути и думать о том, как можно переформатировать выставки в более полезный формат для обеих сторон.
Хорошее решение — это совместные проекты выставок и дизайнеров. Такие коллаборации дают возможность в том числе и начинающим авторам покреативить, показать свое мастерство на большой площадке, что всегда здорово и интересно. Есть также большой смысл в том, чтобы популяризировать в рамках выставок новые решения в области образования — например, британские технологии, которые мы используем у нас в школе. Лекции и мастер-классы на эту тему хорошо легли бы в контекст профессиональных мероприятий.
У выставок есть физическое пространство — понятно, что мы всегда будем его улучшать, продумывать логистику и правильное распределение стендов. Но есть еще и атмосфера, которую нужно учиться создавать. Чтобы каждая выставка становилась праздником для дизайнера, парадом достижений, чтобы на нее хотелось идти.
Валерий Лизунов архитектор, основатель бюро ARCHPOINT
Конечно, выставка — это всегда про поиск новых идей, необычных деталей, мебели, светильников, отделочных материалов. Для дизайнеров это возможность сделать запасы на следующий год, найти новых партнеров и поставщиков, узнать, какие сейчас есть тренды и направления. К сожалению, наши выставки в этом плане всегда отставали от зарубежных, сам я очень редко ходил на российские события, только в качестве спикера. Несмотря на то что сейчас сложно с участием иностранных партнеров, я думаю, что нужно особенно вкладываться в эту индустрию, привлекать большое количество наших производителей, давать им возможность развиваться.
Тем не менее, процесс импортозамещения не будет быстрым и стремительным: у нас просто нет таких материалов и поставляющих, которое мы заказывали из-за рубежа. Это высокотехнологичные большие производства, они годами разрабатывали свои системы и продумывали все нюансы. Поэтому быстрого и скачкообразного процесса не будет, это медленная и тяжелая работа. Возможно, оптимальным решением станет поиск других импортеров – в Китае, Индии, Индонезии, – которые смогут заменить производства западного образца. У нас тоже будут какие-то подвижки, но, мне кажется, надеяться на это сильно не стоит.
На зарубежных выставках меня всегда больше привлекали стенды с разными арт-проектами, художественными концепциями. На российских — коллаборации дизайнеров и подрядчиков, это тоже очень хороший путь.
Коллаборации известных дизайнеров и производств — это правильный тренд, который привлекает внимание дизайн-среды и создает смысловую нагрузку на выставках.
Тренд-зоны — это тоже правильный магнетизм, где люди могут выразить свои мысли, отношение к дизайну и миру. Чтобы оживить событие, нужно привлекать на выставки как можно больше отечественных авторов — не только интерьерных дизайнеров, но и креаторов из сферы искусства, моды и даже музыки. Чем сильнее синергия, тем интереснее выставка и тем больше людей на нее придет.
Salone del Mobile. Фото: © Laurian Ghinitoiu
Выставки в онлайн-формате — это совершенно не та история. Суть в том, чтобы подружиться с производителями и заказчиками, пообщаться. В онлайне нет такой ценности.
Мне кажется, визитки и печатные каталоги, а также местечковость — это то, от чего мы точно должны избавиться на выставках, это уже архаика. Хочется, чтобы выставки были более динамичными и живыми. Например, несколько лет назад уже появилась тенденция на динамичный свет — когда светильники двигаются, меняется температура, яркость, поворот, направление. Это то, чего как раз не хватает нашим интерьерным выставкам — жизненной динамики. Должно быть ощущение праздника, который запомнится надолго.
Анастасия Бондаренко дизайнер, основатель студии Balcon
На мой взгляд, даже за последние два года потребности аудитории мебельных выставок не сильно изменились — зато мы все отлично научились перестраиваться, и многие вещи теперь действительно воспринимаются как что-то привычное, как будто так было всегда. Для профессиональной аудитории, которая посещает выставки, по-прежнему важно живое общение и возможность видеть новинки индустрии своими глазами. Хотя, конечно, у организаторов была попытка интегрировать в мероприятия онлайн-формат, а также минимизировать активность на стендах, усилив внимание на продукте.
Мы не знаем, что будет происходить в будущем, но ничто не сможет заменить обмен мнениями и живое посещение стендов. Как только появится возможность свободно передвигаться, мир сразу отреагирует.
Salone del Mobile Milano
Дизайнеры нашей студии следят за всеми основными международными выставками, но сейчас сложно прогнозировать, будет ли у нас возможность посетить ближайшие события за пределами страны. Помимо главных профессиональных событий в Европе, нам интересно, как сейчас развивается азиатский рынок и ОАЭ. Все-таки основная цель выставок — это обмен опытом между разными странами и городами, поэтому вряд ли российские мероприятия смогут в полной мере заменить международные. Однако сейчас самое лучшее время для того, чтобы делиться идеями и опытом друг с другом, придумывать что-то новое, думать на перспективу. На отечественных событиях мы можем увидеть совсем рядом то, на что раньше не обращали внимания.
Самое полезное, что может сделать дизайнер перед посещением выставки — это изучить программу событий и расположение стендов.
Думаю, что на выставках всегда интересно послушать дискуссии с лидерами индустрии на насущные темы. Что касается коллабораций с дизайнерами, то если есть интересная объединяющая идея, она обязательно найдет отклик у посетителей события. Искусственно же создавать совместные проекты не имеет смысла — аудитория сейчас очень восприимчива.
Елена Крылова дизайнер, основатель Elena Krylova Studio
Главное, чего мы сейчас ждем от всех выставок — это импортозамещения. Причем это запрос не только нашей студии, но и партнеров, и инвесторов, который сформировался еще до февральских событий. Пандемия два года назад запустила этот процесс из-за проблем с поставками, и наши заказчики уже тогда дали четкую установку: все, что мы можем заказать в России, мы заказываем внутри страны. Хотя мы работаем в премиум-сегменте, поэтому наши клиенты могут позволить себе практически все.
Я понимаю, что мы все изголодались по трендам, всем хочется увидеть последние коллекции, сейчас гораздо важнее то, как мы будем комплектовать свои проекты. Как руководителю компании мне будет важно при походе на выставку найти надежных партнеров и поставщиков именно среди российских производств, с которыми мы сможем продолжить сотрудничество.
До пандемии я всегда ездила на две основные зарубежные выставки — Salone del Mobile и Maison&Objet. Но также в свое время я из любопытства посетила выставку High Point Market в Северной Каролине, которая поразила меня своей организацией. Несмотря на то что там не было такого разнообразие мебели, событие показалось мне самым тусовочным из всех. Это скорее про неформальное общение и отдых — когда утро начинается с того, что ты смотришь, где будешь завтракать, обедать и ужинать, какие у тебя мероприятия вечером. К сожалению, то, что я наблюдаю на последних выставках в Милане, сильно отличается от времени, когда я ездила туда впервые. Раньше это была очень душевная выставка, было настроение и отдыха, и работы, предвкушение трендов. Сейчас, мне кажется, нет такого шика в оформлении пространства.
Выставка High Point Market
Поэтому сегодня у наших выставок есть огромный потенциал и прекрасная возможность для развития. Несмотря на то что почти никто не сможет посетить международные события, выставки нам нужны, поэтому важно не упустить шанс, взять лучшее у зарубежных коллег и применить это.
Любая мебельная выставка — это в первую очередь коммуникация профессионалов. Если дизайнеры участвуют в выставках, то это должно быть креативно и трендово.
Дизайнерам нужно куда-то идти и вдохновляться — не только посмотреть последние коллекции мебели и сантехники, но и увидеть, как другие авторы работают с пространством. Поэтому коллаборации с дизайнерами могут стать точкой притяжения любой выставки. Если есть обучающий и информационный пласт, где можно что-то узнать, это тоже только плюс.
Явный пережиток прошлого на выставках — это слабо оформленные стенды, которые ни о чем не говорят. Хочется больше совместных проектов мебельных производств, чтобы понимать, как ту или иную инновацию можно задействовать в интерьере. Еще я бы сконцентрировалась на общении — люди хотят коммуникации, обмена мнениями, просто увидеть друг друга, улыбнуться, выпить по бокалу шампанского. Всего этого мы тоже ждем от наших выставок.
Фото на обложке: выставка Maison & Objet Paris.