Мода на искусство: как она меняется и от чего зависит
Как формируется мода на искусство и что сейчас в тренде? Разбираемся в этом вопросе вместе с куратором галереи современного искусства Askeri Gallery Дарьей Моргачевой – в рамках темы Design Mate в марте, «Дизайн как искусство».
Дарья Моргачева куратор галереи Askeri Gallery
Мода на искусство, конечно, существует, просто она не так переменчива, как, скажем, в фэшн-индустрии. Кроме того, нужно понимать, что сфера искусства неоднородна, ее разные сегменты рассчитаны на разные целевые аудитории, и в каждом сегменте – свои тренды. Есть, например, арт-рынок, искусство для инвестиций. Среди «голубых фишек» – работы дорогих художников, которые покупают, чтобы потом продать и заработать на разнице в цене. Здесь – своя мода. Скажем, сначала все покупали Ротко, потом – Поллока и так далее.
По-другому выглядит сфера искусства, не связанная напрямую с продажами. Это то, которое очень сложно монетизировать, например, видео-арт и инсталляции, представленные на биеннале. Эта сфера отвечает за весь авангард в современном искусстве. Здесь существуют свои тренды, но они меняются не каждый год, а примерно раз в десятилетие. Условно, в 1970-80-х годах в Америке была в моде феминистская повестка, и художники создавали концептуальные и акционные проекты, связанные с этой тематикой. Тренды в этой сфере развиваются параллельно с исследованиями в гуманитарных и социальных науках. Например, внимание к урбанистике в целом рождает направление искусства, которое занимается вопросами городской среды.
Искусство как отражение гуманитарных проблем
В последнее время актуально направление в искусстве, которое занимается вопросами экологии. На Западе этой темой заинтересовались еще лет десять назад, и теперь тренд дошел до нас: некоторые российские художники уже работают с переработанным пластиком и делают из него впечатляющие скульптуры. Сейчас разрыв между нами и западным миром в плане актуального искусства сокращается – благодаря глобализации и интернет-ресурсам художник легко может проследить процессы, которые происходят на другом конце света.
«Красота и мусор», цифровая печать, выставка Анны де Карбуччиа «Одна планета – общее будущее» в Askeri Gallery
Еще один интересный тренд последних 10-15 лет – так называемый science-art, искусство, связанное с наукой, нечто среднее между научной и арт-работой. Первые произведения science-art появились в Америке в конце 1990-х – вместе с всеобщей компьютеризацией и огромным интересом к новым технологиям. Искусство пытается интерпретировать эти процессы. Сейчас много дискутируют о том, искусство это или нет, – но главное помнить: все, что когда-то казалось современникам диким и непонятным, сегодня стало, фактически, классикой. В этом ценность нового – именно авангард входит в историю.
Есть еще одна сфера – то, что условно можно назвать «средним арт-рынком». К нему можно отнести все то, что не касается больших инвестиций, и в нем тоже есть свои тренды. Например, в Советском Союзе было много реалистического искусства, поэтому когда СССР развалился, художники, уставшие от соцреализма, обратились к альтернативным формам в искусстве. Через десять лет произошел откат назад: и художники, и коллекционеры, устав от авангарда, вспомнили про реализм – это постоянный процесс. Сейчас на этом рынке сложно выделить какие-то конкретные тенденции, потому что существует очень много всего.
I LOVE DONUTS, Джей Йонг Ким, Askeri Gallery
Наравне с любовью к традиционным форматам – живописи, графике, – появляется интерес к нестандартным формам, например, объектам из керамики. Если в позапрошлом году керамику на Cosmoscow представляли, кажется, мы одни (яркие скульптуры в виде пончиков Джея Йонг Кима), в прошлом году подобные произведения встречались уже на нескольких стендах. Интерес к смежным форматам, когда искусство заходит на территорию декоративно-прикладного искусства и наоборот, конечно, присутствует.
Дизайн как искусство и наоборот
Еще одна тенденция – взаимодействие искусства и дизайна, когда художники пробуют себя в дизайне, а дизайнеры – напротив, в искусстве. У нас в Askeri Gallery выставлены скульптуры Эшли Хикса, британского дизайнера интерьеров, сына всемирно известного декоратора, Дэвида Хикса. Хотя основная сфера его деятельности – дизайн, он успешно сотрудничает с галереями искусства в Нью-Йорке и в Москве. Есть и обратная история. Так, представленный у нас художник Конор Маккриди регулярно делает коллаборации с дизайн-брендами. Например, с хорватским производителем мебели класса люкс Bernarda Beds он выпустил кровать под названием Blue Heaven («Синий рай»), корпус которой был оформлен в дизайне его произведений с использованием фирменного цвета MccreedyBlue.
Untitled Splash (триптих), Конор Маккриди, Askeri Gallery
На мой взгляд, это очень интересная тенденция. Хорошо, что дизайн, обладая в первую очередь функциональными свойствами, не обесценивается с точки зрения «высокого» искусства. Это позволяет художникам заходить на территорию дизайна и наоборот и рождает множество интересных коллабораций и уникальных продуктов.
Фото на обложке: ГЛЕБ СКУБАЧЕВСКИЙ, «АРТЕФАКТ № 4», 2018, ASKERI GALLERY.