Fabrica: Центр исследования коммуникаций Benetton Group
Fabrica - это загадочное место в небольшом городе Тревизо в одноименной провинции Италии, куда мечтают попасть молодые представители творческих профессий со всего мира. Пространно описанная создателями, как «центр исследования коммуникаций», Fabrica представляет собой не то школу, не то рабочее пространство, скорее - креативную лабораторию, предлагающую студентам младше 25 лет годовое обучение, стипендию и проживание. И для многих “фабрикантов” год, проведенный здесь, становится одним из лучших в жизни.
«Фабрика» создана в 1994 Лучано Бенеттоном, основателем Benetton Group, чтобы вдохновить творческих молодых людей на исследование окружающей среды и создание уникальных и ценных креативных идей, способных решить реальные социальные проблемы. С тех пор прошло 22 года, но главная цель осталась неизменной.
Fabrica не предлагает специальных программ обучения и курсов, студентов приглашают сюда на 12 месяцев для творческих экспериментов в одном из широкого спектра направлений на выбор, от дизайна и музыки до работы в журнале Colors.
Фабриканты получают возможность развивать персональные или общественные проекты с использованием супер-современного технологического оборудования. За ходом проекта присматривает команда наставников, выполняющих роль научных руководителей, они помогают молодым исследователям развить идею и вдохновляют их на поиск нестандартных решений.
Но самая полезная функция центра таится в его мультикультурной среде. Фабриканты на протяжении года имеют возможность ежедневно работать и делиться своими мыслями с людьми со всего земного шара, что позволяет им ощутимо расширить границы восприятия и взглянуть на вещи под новым углом. «Фабрика» поощряет и всеми силами подталкивает межкультурный обмен, организуя вечерние лекции, совместный просмотр кино, открытые форумы и воркшопы с участием всемирно известных архитекторов, дизайнеров, историков, социологов, художников и музыкантов.
Ошеломляющее своей красотой и объемами пространство «Фабрики» преобразовано прославленным японским архитектором, лауреатом Притцкеровской премии, Тадао Андо из полуразрушенной виллы 17 века. Андо реставрировал виллу и прилегающие к ней строения и создал подземное сооружение с внутренним двором эллиптической формы, соединенным с поверхностью многоступенчатой лестницей.
Настоящее сокровище центра и одно из самых любимых мест фабрикантов - огромная библиотека. Представляющая собой спираль, закрученную к центру Земли и освещенная естественным солнечным светом, она хранит более 5 000 книг о дизайне, искусстве, фотографии и других областей визуальной коммуникации.
В разное время фабрикантами были фотографы Адам Брумберг и Оливер Чанарин, дизайнер мебели Мартино Гампер, Шарлотта Жуйяр, о которой Design Mate писал не так давно, и Анна Кулачек, графический дизайнер, арт-директор института «Стрелка» и одна из создателей айдентики Политехнического музея. За время пребывания на Фабрике, Анна, совместно с австралийским дизайнером Самантой Зиино, создала руководство-путеводитель по Фабрике для новичков:
В июне 2016 на Фабрике, впервые с ее основания, прошла встреча выпускников. Чтобы отметить 22-летнюю годовщину, «Фабрика» собрала на своей территории более 300 бывших студентов и важных в ее истории людей. На встрече выступили Алехандро Аравена, чилийский архитектор, который в этом году получил Притцкеровскую премию и стал куратором 15-й Венецианской архитектурной биеннале, и Эрик Кессельс, креативный директор и основатель коммуникационного агентства KesselsKramer, создатель логотипа Амстердама Iamsterdam и автор книги «Failed It!», о том, как превратить ошибки в идеи, меняющие мир, выпущенной издательством Phaidon в этом году. Запись лекции Эрика Кессельса можно посмотреть здесь, беседу Александра Аравены с Массимо Руссо, заместителем главного редактора газеты La Stampa - здесь.
Мир начинает понемногу осознавать важность визуальной коммуникации, но еще не совсем понимает ее способность значительно изменить к лучшему среду, в которой мы существуем, а до тех пор миру жизненно необходима Fabrica и подобные ей пространства.