Эмоциональная архитектура: Wowhaus. Избранное. 2008-2022
Архитектурное бюро Wowhaus выпустило антологию, в которую вошли избранные проекты студии за все 14 лет существования. Над содержанием книги работала сама команда, а выпускающим редактором и издателем новинки выступил Анатолий Белов.
Авторы общественного пространства «Стрелка», новой пешеходной зоны в Парке Горького, «Электротеатра Станиславский» и многих других резонансных проектов, команда Wowhaus за 14 лет стала своеобразной легендой «хипстерского урбанизма» собянинской Москвы. Бюро прославилось прежде всего своими общественными пространствами: современными, активирующими городскую жизнь и располагающими к взаимодействию. Расширяя масштаб проектов, их географию и штат сотрудников, Wowhaus вышли за рамки одного жанра и преуспели в таких форматах, как мастер-планирование городов, экспозиционный дизайн, а также проектирование объектов культуры и образования.
Новая книга-антология посвящена прошлому, настоящему и будущему. Вместе с архитекторами бюро составители издания отобрали самые интересные проекты студии, а также зафиксировали методы и принципы работы Wowhaus.
С разрешения издателей и бюро мы публикуем часть интервью, которое Анатолий Белов взял у основателей Wowhaus — Олега Шапиро и Дмитрия Ликина.
Анатолий Белов: Каким вам видится будущее российской архитектуры? Вы немного знаете современную молодежь, а ведь именно она будет определять это будущее. Какая она? Чем она грезит?
Олег Шапиро: Современная молодежь, которая мне интересна, — это в основном очень и очень активные люди. Они — любопытные, увлекающиеся, открытые новому труженики. Мне кажется, главное достижение постлужковской эпохи состоит в том, что мы как профессиональное сообщество сумели преодолеть провинциальность внутри себя, иными словами, побороть комплекс собственной вторичности. Появилась свобода действий. Следующий шаг — обретение самостоятельности. Далее хорошо бы создать национальную архитектурную школу. Ну, а после — мировая экспансия.
Дмитрий Ликин: Лично я совсем не знаю современную молодежь — не буду прикидываться знатоком. Какое-то время назад все хотели проектировать «чистые формы», 85% студентов рисовали любое здание как «детский домик», без деталей и карнизов. Это в целом понятно, так как последние лет тридцать стали временем отсутствия авторской позиции, сильного высказывания, эпохой не столько постмодернизма, сколько антимодернизма. Меня в моем возрасте, признаюсь, раздражает, когда молодой человек стремится вести себя как аккуратный старичок. Я не про уместность конкретного жеста, а, скорее, про жизненную позицию вообще. Но я отдаю себе отчет, что это очень «вкусовое» высказывание. Мне в целом плохо и неинтересно в большинстве европейских городов. Какой-нибудь Кельн — мой персональный ад корректности и аккуратности. Я за попытку «выпрыгнуть из штанов», за стремление к «поразительно прекрасному». «Поразительно уместное» — очень важный критерий, конечно, но он не относится к числу моих любимых.
Анатолий Белов: Считаете ли вы, что творческий метод и вкусы со временем могут меняться? Специально для этой книги вы сформулировали основные принципы своей работы. А что, если эти принципы станут неактуальны? История со «Стрелкой» показывает, что вы больше демиурги, чем приспособленцы, то есть вы привыкли если не переворачивать, то корректировать реальность. И в то же время вы не фанатики, как тот же Гропиус, — нет ощущения, что вы отвергаете какие-то стили просто из убеждений.
Олег Шапиро: Мне кажется, мы такие гипермодернисты. Иными словами, мы всецело осознаем, что реальность многообразна и многозадачна. Нам интересны и для нас ценны все ее проявления. Творческий метод со временем может меняться. Есть некие базовые ценности, которым мы всегда будем верны, но это не исключает нашей гибкости. Как бы то ни было, скучно стоять на месте. Вряд ли я еще раз сменю профессию. И если мне суждено умереть архитектором, почему бы не позволить себе меняться в рамках профессии.
Дмитрий Ликин: «Позолота сотрется, свиная кожа остается», как сказано у Андерсена. Вкусы корректируются, методы развиваются, контекст трансформируется — это нормально. Но принципы меняются редко — это же как с пословицами, которые в самом раннем возрасте сообщают главные жизненные мудрости. А ты, прожив бóльшую часть жизни, в конце концов понимаешь, что и впрямь «не в деньгах счастье» и что «друзья познаются в беде». Реальность может обессмыслить подход, но не принципы.
Заказать книгу «Wowhaus. Избранное. 2008-2022» можно по почте info@wowhaus.ru.
Изображения предоставлены бюро Wowhaus.