Самое интересное на 57-й Венецианской биеннале: выбор Екатерины Елизаровой
О том, чего никак нельзя пропустить, оказавшись в Венеции с 13 мая по 26 ноября, рассказывает единственный дизайнер, представляющий Россию на выставке Venice Design в рамках биеннале, Екатерина Елизарова.
Екатерина Елизарова – член Международных ассоциаций дизайна IAD, ICSID, IFI, ICOGRADA и «Союза дизайнеров России». Выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Университета архитектуры и дизайна Huddersfield в Великобритании. Проектирует жилые и общественные интерьеры, выпускает коллекции предметов мебели и света для собственного бренда и ведущих мировых фабрик.
В этом году биеннале современного искусства в Венеции проходит в 57-й раз. Каждый сезон выбирают главного куратора события, и в этом году им стала Кристин Масель (она же курирует центр Помпиду). Нужно сказать, что женщина во главе венецианского биеннале – большая редкость, и до Кристин такое случалось всего трижды. С ее легкой руки основной темой события стал гимн творчеству, как живой энергии, особой материи, которая объединяет людей, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и пола. Viva arte viva («Да здравствует живое искусство!») – так звучит главная идея биеннале 2017.
Мы пробыли в Венеции неделю, но увидели далеко не все. К счастью, событие продлится до конца осени, так что мы туда еще вернемся.
Как устроена Венецианская биеннале
На полгода Венеция превращается в мекку современного искусства и дизайна, центр международной культуры. По всему городу, как жемчужины, разбросаны национальные павильоны, экспозиции в исторических Палаццо и галереях, персональные выставки и инсталляции. В этом году только в основной программе заявлены 120 авторов из 57 стран. Для каждого творца участие в биеннале – это признание. Для меня, как единственного дизайнера представляющего Россию на выставке Venice Design, это дебют в новом статусе. Интересного много, я расскажу о том, что мне особенно запомнилось.
Выставка Дэмиена Херста «Сокровища “Невероятного”»
Полномасштабная экспозиция Херста открылась еще в апреле, но огромный фурор произвела с открытием биеннале. В основе выставки лежит легенда о корабле с названием «Невероятный», на котором во II в. перевозили сокровища богатого мецената. Там были и прекрасные мраморные бюсты греческих богинь, и золотые египетские статуэтки, и невозможные артефакты всех утонувших во времени цивилизаций. Корабль потерпел крушение, и все предметы – от крошечной монеты до 15-метровой статуи – оказались погребены под толщей воды, и только теперь были обнаружены и подняты на поверхность. Херст даже снял атмосферное видео, как все эти сокровища поднимали со дна. Многие из них покрыты кораллами и полипами – природа как будто внесла последний штрих в работу художника. Подготовка к выставке у Дэмиена заняла целых десять лет. В итоге почти две сотни экспонатов разместились на общей площади 5000 кв. м. Выставка занимает два здания – Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Оба принадлежат Франсуа Пино, владельцу аукционного дома Christie's, обладателю самой большой коллекции искусства в мире и давнему поклоннику творчества Херста.
Затраты на производство экспонатов и подготовку выставки составили 50 млн. фунтов стерлингов, а вот выручить за нее собираются 1 млрд. фунтов! И это вполне возможно, учитывая, что уже к официальному открытию биеннале почти 70% коллекции Дэмиена Херста были выкуплены известными коллекционерами и ведущими галеристами. Оно и понятно: художник играет на вечной тяге человека к неизвестному, к открытиям, к поискам сокровищ, и это срабатывает – ты непременно хочешь почувствовать себя участником происходящего.
Корабль Apistos («Невероятный») в античные времена действительно затонул в Индийском океане, точное место крушения не известно
Выставка Venice Design
2017 год стал вторым по счету, когда двери Палаццо Мишель дель Бруса, готического дворца, выходящего на Гранд-канал, пережившего в восемнадцатом веке гибель и возрождение, распахнутся для Венецианской выставки дизайна. При поддержке Европейского Культурного Центра (European Cultural Center) 13 мая по 26 ноября дворец станет домом для лучших образцов предметного дизайна со всего мира. Голландский фонд Global Art Affairs, инициатор уникального события, тщательно отобрал для выставки работы пятидесяти дизайнеров со всего мира, в числе которых молодые амбициозные авторы и такие выдающиеся фигуры индустрии, как Nendo, Филипп Старк, братья Ронан и Эрван Буруллек. Я стала единственным представителем России на выставке, и это для меня большая честь. В экспозиции «Предметы дизайна как предметы искусства» выставлен мой будуарный столик Alien 3.0 Limited Edition. Лимитированная серия была создана в 2014 году по заказу Французского Аукционного Дома Tajan, и первый экземпляр сразу ушел с молотка в частную коллекцию. Ультрасовременный дизайн в исторических интерьерах Венецианского Палаццо приобрел особое вневременное звучание.
Палаццо Мора и палаццо Бембо
Я люблю галерейное искусство, арт объекты, которые станут акцентами в лучших интерьерах, поэтому палаццо Мора и палаццо Бембо с их идейно схожими экспозициями показались мне куда более интересными основных площадок биеннале. Выставленные здесь авторы произвели на меня сильное профессиональное впечатление.
Общая площадь экспозиции – порядка 3000 кв. м, и здесь есть, на что пристально обратить внимание. К примеру, на работы художницы из США Кэрол А. Фуеман. Она всемирно известна своими гиперреалистичными скульптурами. И воплощает она их в самых разных размерах и материалах: в натуральную величину, монументальные и миниатюрные произведения в бронзе, из смолы или мрамора. В Палаццо Мора выставлены ее купальщицы.
Джардини
Сады Джардини исторически считаются одной из основных площадок Биеннале. Здесь представлены павильоны ключевых стран, в том числе и России. Отмечу экспозицию группы Recycle (Георгий Кузнецов и Андрей Блохин).
В остальном же экспозиции в Джардини показались мне спорными. Я уже говорила, мне нравится функциональное искусство, а инсталляции, собранные из подручных средств – земли, камней или тряпок – меня совсем не трогают. Впрочем, интересные проекты попадались и здесь. Павильон Германии получил в этом году «Золотого льва». Художник Анне Имхоф и куратор Сюзанн Пфеффер создали синтетическое произведение искусства, которое включает в себя и архитектуру, и перформанс. В пятичасовом представлении задействованы даже доберманы.
Корея представила проект о течении времени. Перед тремя фигурами из пластика (отец, мать и ребенок у них на руках) – стена с парой сотен развешанных на ней часов. Все часы идут по-разному: какие-то очень медленно, почти стоят, другие – напротив, очень быстро. Автор проекта разработал особую формулу, по которой рассчитал субъективную скорость времени в зависимости от происхождения человека, его занятости, уровня жизни и прочих факторов.
Еще из интересного – павильон Северной Америки. США на биеннале в этом году представляет Марк Брэдфорд, автор абстрактных холстов-коллажей и крупномасштабных инсталляций. Его картины собраны из множества тонких бумажек, выкрашенных определенным образом, а издалека кажется, будто они написаны крупными мазками кисти. Ну, и выглядит это словно бинарный код из «Матрицы».
Мне вообще очень нравится, как американцы работают с визуальной частью. Их павильон больше похож на декорации к очередному блокбастеру, вроде «Чужого»: зритель постоянно испытывает чувство тревоги, кажется, будто сейчас произойдет что-то нехорошее, пугающее.
Арсенале
Арсенале – место полномасштабных инсталляций. Самый эффектный павильон – у Аргентины. Красивая и мощная инсталляция аргентинской художницы Клаудии Фонтес «Лошадиная проблема», кажется, один из самых популярных объектов биеннале. Лошадь, встающая на дыбы перед маленькой женской фигуркой, и правда огромна. За этой завораживающей инсталляцией стоит большая история. Художница обратилась к картине соотечественника Анхеля Делла Вальде, посвященной военной кампании аргентинского правительства по захвату земель Патагонии, населенных индейцами. В инсталляции Клаудии Фонтес грозное животное символизирует капитализм, а его положение по отношению к фигуре женщины — ситуацию доминирования и контроля, характерную для капиталистического общества.
У этой же художницы есть другая работа (на фоне лошади не столь эффектная): на ней мальчик сидит с осколком неба в руках – очень трогательно.
Национальный павильон Андорры
По всему городу разбросаны национальные павильоны стран-участниц биеннале, которые не вошли в основные площадки. Мне понравился павильон Андорры. На черных стенах они выстроили панно из сотен глиняных сосудов, выкрашенных в разные оттенки, от светлого до насыщенного красного и темного-графитового – получается градиент, равномерно разлитый по стенам. Но основная идея в том, что прислонив к сосуду ухо, можно услышать стены: в пространстве между стеной здания и стеной, на которой выстроена инсталляция, проходит особая звуковая дорожка. По задумке авторов, эти сосуды, напоминающие рот, символизируют людей, которые хотят быть услышанными.
Выставка Glasstress
Параллельно с основной программой биеннале в Венеции проходит выставка Glasstress. Основанная в 2009 году при поддержке фонда Berengo, она призвана продемонстрировать безграничные возможности муранского стекла и возродить историческую ценность острова Мурано. К участию в выставке привлекают именитых дизайнеров, архитекторов и художников. Их приглашают на фабрику, где стеклодувы делают объекты по их эскизам. на этот раз в числе 40 участников сплошь звезды: Ян Фабр, Эрвин Вурм, Жауме Пленса, Вик Мунис. Хедлайнер экспозиции – Ай Вэйвэй. По версии журнала The Time, он занимает 24 строчку в списке самых влиятельных людей в мире. Со стеклом он работал впервые. Часть экспозиции разместилась в Палаццо Франкетти, часть – прямо на муранской фабрике. Все предметы очень разные. Есть необычайно реалистичные, есть – провокационные, но все выполнено на высочайшем уровне. Мы успели только в Палаццо Франкетти, и это одна из самых красивых выставочных площадок. Побывать там стоит даже вне экспозиции.
Кстати, я упомянула Яна Фабра. В городе, кроме того, проходит его персональная выставка. Она называется «Скульптуры из стекла и костей», это ретроспектива творчества художника с 1977 года по 2017 год.
Инсталляции
На время биеннале на улицах Венеции можно заметить множество интересных инсталляций. Самая впечатляющая – проект итальянского скульптора Лоренцо Куинна: две гигантские белые руки, которые поднимаются из вод Гранд-канала, чтобы поддержать фасад палаццо XIV века. По замыслу скульптора, это обращение к человечеству, призыв отреагировать на изменения климата, и обратить внимание на угрозу глобального потепления. Гигантские руки олицетворяют надежду поддержать хрупкий мир в стабильном состоянии и необходимость задуматься о катастрофических последствиях таяния ледников для Венеции и всего мира.