
«Посольство завтрашнего дня»: прошлое и будущее интерьерного ансамбля на выставке Salon Les Nouveaux Ensembliers
В Париже до 2 ноября можно увидеть масштабный выставочный проект Salon Les Nouveaux Ensembliers. Организаторы дебютной экспозиции – национальные мануфактуры Sèvres и Mobilier National – предложили участникам переосмыслить наследие ар-деко через призму современной эстетики. На выставку заглянул дизайнер, историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский, который подготовил для Design Mate подробный репортаж с места событий.
Виктор Дембовский дизайнер, историк архитектуры и дизайна, автор Telegram-канала Design Atlas
В Париже, как центре мирового дизайна, постоянно что-то происходит, а выставки, посвященные дизайну, случаются по нескольку раз в месяц. Одни из них более популярны и лучше освещаются в прессе, другие – менее. В любом случае, в этом многообразии очень легко пропустить что-то действительно интересное. Именно поэтому для меня было важно рассказать об этой масштабной интерьерной выставке. Она проходит в исторической Галерее Гобеленов при Mobilier National и называется Salon Les Nouveaux Ensembliers.
Хотя экспозиция приурочена к столетию Международной выставки декоративных искусств 1925 года, вы не найдете там исторической мебели или орнаментов. Организаторы предлагают посетителям погрузиться в фантазийное «посольство завтрашнего дня». Десять современных дизайн-студий и декораторов получили карт-бланш на переосмысление интерьеров дипломатических пространств – от парадной гостиной до личного кабинета – в духе смелости и изящества, которым прославились мастера ар-деко столетие назад. Каждый зал выставки – это законченное произведение, детально продуманная концепция, в которой прошлое тонко перекликается с будущим, роскошь уживается с функциональностью, а инновации неразрывны с уважением к ремеслам.

Исторический контекст и концепция
Идея выставки родилась из исторического прецедента: в рамках Парижской выставки 1925 года павильон Общества художников-декораторов был оформлен как образцовое французское посольство. Лучшим новаторам той эпохи доверили по комнате: так, Пьер Шаро создал кабинет посла, Андре Груль – будуар посланницы, а Анри Рапен – столовую. Декораторы сдержанно черпали вдохновение в традиции, чтобы на ее основе возвести нечто дерзкое и современное.
Именно тогда родилась фигура «ансамблиста» – визионера-декоратора, который представляет интерьер как единое целое, объединяя архитектуру, мебель, текстиль, цвет и декор.
Спустя сто лет Salon Les Nouveaux Ensembliers напрямую обращается к этому наследию. Тема первого издания – «L’Ambassade de demain» («Посольство завтрашнего дня»), и организаторы, национальные мануфактуры Sèvres и Mobilier National, намеренно подчеркнули преемственность экспозиции 1925-го через видео, которые транслируются в залах музея. Десять архитекторов-декораторов – девять из Франции и одного из Бразилии – пригласили выступить современными «ансамблистами» и обставить ряд импровизированных посольских пространств по канонам тотального дизайна, соединив эстетическое единство с утилитарностью и принципами устойчивости. Особенно важно, что это не ретроспектива, а живой диалог эпох. Кураторы выставки подчеркивают, что дух ансамблевого подхода – вовсе не архаизм, а актуальный идеал, вдохновляющий дизайнеров 2025 года.
Погружение в «посольство будущего»
Экспозиция выстроена как череда тщательно оформленных комнат, каждая со своей атмосферой и авторским почерком. Посетитель как будто проходит по залам фантастической резиденции посла, где в каждой локации разыграна своя сцена. Так, OUD (молодое парижское бюро, названное в честь ароматической смолы и музыкального инструмента) оформило кабинет посла. Этот интерьер сочетает отсылки к колониальному наследию и современную чувственность: здесь старинный глобус и архивные карты уживаются с минималистичной мебелью, а экзотические мотивы переплетаются со сдержанной геометрией пространства. OUD известны своей любовью к повествовательности в дизайне, и их «Бюро посла» действительно рассказывает историю – через предметы, материалы и даже ароматы (в оформлении участвовала знаменитая компания Officine Universelle Buly, благодаря которой воздух наполнился тонким шлейфом удовых нот).

OUD
Офис посла в интерпретации OUD сочетает предметы с историей – например, винтажный глобус и классическую гобеленовую композицию – с современными формами и материалами. Исторические объекты из коллекции Mobilier National здесь обретают новую жизнь: например, фарфоровое кашпо Sèvres 1927 года с пальмовым декором соседствует с актуальными светильниками и художественной мозаикой. Это пространство буквально символизирует диалог прошлого и настоящего – в духе стратегии OUD «ткань времени», то есть переплетения эпох и культур.


Pierre Marie Studio
Соседний зал – «Спальня Президента», переосмысленная эксцентричной Pierre Marie Studio. Парижанин Пьер Мари, прославившийся сказочными орнаментальными рисунками, наполнил президентские покои буйством узоров и цвета. Стены задрапированы текстилем с авторскими принтами, в витражных панно скрыты аллюзии на мифологические сюжеты, а на полу расстелен ковер ручной работы с символическими мотивами. Этот интерьер балансирует на грани реальности и вымысла: проект – будто бы комната из дворца махараджи, увиденная сквозь призму современного арт-дизайна. Студия Pierre Marie намеренно обратилась к традиционным ремеслам, от мозаики и витража до эмали и вышивки, чтобы создать атмосферу «волшебного реализма». Результат – комнатa, где каждая деталь, от изголовья кровати до кистей на портьерах, работает как часть этой декоративной сказки.

Paul Bonlarron
Не менее впечатляющим получился банкетный зал в интерпретации молодого дизайнера Paul Bonlarron. Ему досталась столовая, и он превратил ее в интерактивный театр иллюзий. Поль Бонларрон, известный своим интересом к оптическим эффектам и барочной орнаментике, создал «La Salle à manger» – зал для трапез, где привычные элементы скрывают сюрпризы. Зеркала здесь искажают перспективу, росписи на стенах имитируют драпировки, переливающиеся панели меняют цвет при разном освещении. Мебель выполнена по эскизам дизайнера с гибридом классических форм и футуристичных материалов. К примеру, обеденный стол с фигурной бронзовой основой накрыт топом из биорезины с вкраплениями цветной крошки.

Cabinet aux mirages
Объект, о котором все говорят, – инсталляция Cabinet aux mirages: своеобразный «кабинет иллюзий» с зеркальными нишами, где выставлены фарфоровые сосуды и декоративные объекты. В этой фантазии на тему rocaille и сюрреализма Бонларрон отдал дань истории декоративных искусств, но языком XXI века.


Marion Mailaender
Marion Mailaender по-своему раскрыла тему дипломатического приема, оформив камерное пространство под названием «Dîner à l’ambassade». Это не просто столовая, а сценография целого ужина в посольстве. Марьон Мейлендер, которая часто играет с эпохами и иронией, накрыла воображаемый стол для гостей из разных миров. В ее зале гармонично сочетаются предметы из разных эпох: антикварные гобелены и зеркала соседствуют с современным искусством. Между стульями можно увидеть скульптуру-столик из автомобильного лобового стекла, превращенного в зеркальное полотно – дерзкий акцент, типичный для Mailaender. На стенах – подлинные рисунки Жака Превера из галерейной коллекции, а на полу – ковер от культовой мануфактуры Cogolin. Даже мелочи тщательно подобраны: легендарный шоколатье Debauve & Gallais предоставил винтажные конфетницы с шоколадом, подмигивая идее дипломатических сладостей. Благодаря такому миксу высокая гастрономия, искусство и дизайн переплелись в цельную декорацию – уютную, но с сюрпризом и юмором.


Sophie Dries
Контрастом к уютному ужину становится бар-будуар «Octa», созданный архитектором Sophie Dries. Здесь автор объединила интимность будуара с атмосферой коктейльного бара. Полумрак, переливающиеся текстильные панели и мерцание хрустальных бокалов Baccarat формируют чувственную, чуть таинственную обстановку. В центре – восьмигранная барная стойка (в честь чего проект и назван Octa), обшитая металлом с ручной чеканкой и подсвеченная изнутри, создавая игру светотеней. Мягкие кресла обиты инновационной «кожей» из мицелия (разработка MycoWorks) – дань экологичности и эксперименту. Стены украшены панелями из соломенной инкрустации (техника marqueterie de paille от мастерской Lison de Caunes), которые выполнены из возобновляемого сырья и придают золотистый шелковистый блеск. В этом «барном будуаре» Dries объединила множество партнеров: от парижских мастеров по металлу и дереву до философа Эмануэле Коккиа, вместе с которым продумывала сценарий ощущения пространства. Получился современный салон, где можно представить себе и приватную беседу посла с гостем, и богемную вечеринку – все обрамлено в декор, который одновременно роскошен и устойчиво произведен.


Emilieu Studio
Помимо этих центральных помещений, выставка показывает, как далеко шагнула сама идея посольства как пространства. Emilieu Studio (Пол Маршессо) создал концепцию «кочующего посольства» – мобильного павильона, который может развернуться где угодно. В его проекте, напоминающем поп-ап архитектуру, модульные металлические конструкции и переработанные текстильные перегородки образуют гибкое пространство для переговоров и выставок. Эта амбassade nomade призвана подчеркнуть открытость и динамизм современной культурной дипломатии – посольство выходит за пределы одного здания и становится частью внешнего мира.


dach&zephir
В противоположность ему дуэт dach&zephir (Флориан Даш и Димитри Зефир) перенес нас на Карибы, оформив вестибюль французского посольства в Санта-Люсии. Их проект под названием Chayé Ko'w (на креольском – «под твоей крышей») – это яркий и теплый вестибюль, где тропические мотивы вплетены в классический французский стиль. Стены окрашены в глубокие лазурно-зеленые тона карибского моря, мебель отделана локальными породами дерева, а декоративные панели выполнены из сплетенных банановых листьев, привезенных из Гваделупы. Dach&Zephir, вдохновляясь идеями поэта Эдуара Глиссана о культурном «всем-мире», создали пространство-воспоминание об исторических связях Франции и Антильских островов, полное поэзии и символизма.
Студия Atelier Craft предложила собственный взгляд на временную дипломатическую площадку – возможно, павильон уличной кухни для саммита или выездного мероприятия. Их интерьер словно собран из транспортных контейнеров и строительных лесов, но трансформирован в комфортное и стильное пространство. Стены и мебель здесь изготовлены из вторичного дерева и металла. Местами нарочно оставлены грубые текстуры и следы прежнего использования – все это подчеркивает идею цикличности материалов. Пространство Atelier Craft минималистично и функционально: здесь можно найти модульные стеллажи, складные столы, стулья на основе переработанного пластика. Однако, благодаря светодизайну и текстилю (например, массивному занавесу из переработанного технического полотна), оно не кажется утилитарным, а, напротив, ощущается творческой лабораторией. Эта инсталляция демонстрирует подход, при котором дипломатия будущего гибко подстраивается под обстоятельства, оставаясь экологичной.
Mathilde Bretillot
Наконец, Mathilde Bretillot и Estúdio Rain (дуэт из Бразилии) занялись пространствами-прелюдиями – вестибюлями, задающими тон всему посольству. Бретийо назвала свой проект «Пролог»: ее вестибюль при входе в столовую оформлен как тихая интроспективная галерея. На стенах – художественная роспись градиентными красками (в поисках «идеального цвета» Матильде помогала знаменитая французская мануфактура Peinture Malouinières), на полу – мозаика с абстрактным узором, а вдоль стен расставлены витрины с артефактами. Bretillot стремилась создать место для паузы и созерцания: прежде чем гости попадут в пышный пиршественный зал, они проходят через «пролог», где соединяются современное искусство и традиционные ремесла (ковка, плетение, флористика – в проекте участвовали мастера разных жанров).


Estúdio Rain
Estúdio Rain, со своей стороны, оформил главный входной холл посольства как «Прогулку созерцания». Бразильские дизайнеры Mariana Ramos и Ricardo Innecco привнесли в него дух модернизма Бразилиа: строгие архитектурные линии сочетаются с естественными материалами. Центральный объект – плетеная инсталляция из природного тростника Amazonia, подвешенная на стене и отбрасывающая кружевные тени. На полу – вручную сотканный ковер с мотивами тропического леса от французской Manufacture Cogolin, а вдоль стен – керамические панели, разработанные во франко-бразильском сотрудничестве (глина из Амазонии, обожженная по технологиям Sèvres). «Прогулка созерцания» приглашает ощутить связь с природой и культурой обоих континентов, став символическим первым шагом в «посольстве будущего».
Ремесла, устойчивость и коллективное творчество
Каждый из представленных интерьерных ансамблей – это плод коллективной работы дизайнера и десятков мастеров ремесленников. В общей сложности 135 ремесленников и специалистов декоративно-прикладного искусства участвовали в создании представленных декоров. Такое количество не случайно: проект Les Nouveaux Ensembliers с самого начала строился на идее сотрудничества и обмена опытом между поколениями. К работе активно подключился парижский центр искусных ремесел le19M: многие детали были выполнены мастерами, входящими в этот кластер домов Métiers d’Art. Например, легендарное ателье Lognon отвечало за ручное плиссирование сложных драпировок, вышивальщики Maison Lesage (le19M) создавали узорные панно, мастера Maison Lemarié готовили цветочные орнаменты из перьев и ткани. В тканых гобеленах и коврах ощущается рука специалистов национальных мануфактур Гобеленов и Савоннери – эти традиционные производства тоже курируются Mobilier National и внесли свой вклад в проект.
Таким образом, le19M и Mobilier National совместно обеспечили бесценную связь с вековыми традициями ремесла, позволив молодым декораторам работать с материалами высочайшего класса и сложности.
При этом устойчивость и инновации стали краеугольным камнем выставки. «Посольство завтрашнего дня» обращается к современным вызовам: дизайнеры смело используют переработанные или биоматериалы, возрождают старые предметы и внедряют новые технологии. В некоторых пространствах можно встретить самые неожиданные эко-решения. Так, в интерьере Bonlarron применен экспериментальный материал Precious Peels – декоративные панели, созданные из переработанной кожуры баклажанов. В проекте Sophie Dries, как уже упоминалось, мебель обита биотканью на основе грибного мицелия. Marion Mailaender интегрировала в декор предметы из вторсырья – ее зеркала из автомобильных стекол и светильники из старых форм для выпечки шоколада обыгрывают идею upcycling. Atelier Craft практически весь свой модульный зал собрал из повторно используемого стройматериала, гордо демонстрируя винтажные следы краски и потертости на балках. Почти все дизайнеры обращались к stocks dormants – «спящим запасам» редких тканей, кожи, древесины, которые пылились на складах, а здесь обрели новую жизнь. Такая экологичная стратегия вовсе не умаляет роскоши интерьеров – напротив, придает им особое измерение осознанности и инновационности.
Pop-up Sèvres и лаборатория будущего ремесла
Отдельного упоминания заслуживают специальные проекты внутри выставки. Во-первых, pop-up от Manufactures de Sèvres, посвященный легендарной вазе Жака-Эмиля Рюльмана. Эта изысканная фарфоровая ваза 1920-х годов – одна из икон эпохи ар-деко и своего рода символ ансамблистского подхода (ведь Рюльман, будучи выдающимся декоратором, уделял внимание даже мелким объектам интерьера). Sèvres предоставила каждому из десяти дизайнеров возможность посетить ее прославленные мастерские и создать собственную интерпретацию вазы Рюльмана. В результате родилось десять уникальных предметов, от тончайше расписанных золотом и эмалями до авангардно деконструированных форм, которые выставлены отдельной коллекцией. Эта часть экспозиции наглядно демонстрирует разницу художественных подходов «ансамблистов» нового поколения: сравнивая десять ваз, зритель видит, как одна и та же форма вдохновила десять разных историй. Поп-ап от Sèvres не только украшает выставку шедеврами фарфора, но и подчеркивает преемственность между славой французских декоративных искусств прошлого и экспериментами сегодняшнего дня.
Во-вторых, прямо в залах Галереи Гобеленов развернулся Laboratoire des Pratiques Durables – «Лаборатория устойчивых практик» Mobilier National. Это интерактивное пространство, где 20 современных мастеров (в том числе лауреаты престижной премии фонда Беттенкур за художественное ремесло) демонстрируют инновационные материалы и техники. Здесь можно увидеть, как рождаются новые текстильные фактуры из растительных волокон, как экспериментируют с естественными красителями для фарфора, как древние техники ручного ткачества обретают второе дыхание через цифровые технологии. Лаборатория позволяет заглянуть «за кулисы» создания ансамбля – туда, где ремесло встречается с наукой. Этот раздел выставки поддержан фондом Bettencourt Schueller и наглядно показывает, что устойчивое развитие и сохранение традиций могут быть союзниками.


GGSV
Для первого выпуска программы Pavillon и по приглашению Национальных мануфактур GGSV, Гаэль Габийе и Стефан Виллар создали три салона для воображения, задуманные как пространства, стимулирующие ум и приглашающие к созерцанию. Читальный салон, салон для бесед и приемный салон образуют места, где встречаются искусство, архитектура и ремесла, чтобы предложить сенсорные и интеллектуальные впечатления. Опираясь на свою уникальную практику работы с пространством, сочетающую ложную перспективу и обман зрения, они переосмыслили понятие декоративных ансамблей, размывая границы между архитектурой, декором и мебелью. Мотивы, материалы и формы вступают в диалог, отвечают друг другу и продолжаются в игре распределения и композиции, формируя единое и необычное целое. Понятие ансамбля становится данью традиционному ремеслу ансамблистов-декораторов Национальной мебели. Для этого необычного проекта GGSV разработали и создали всю мебель и декор на заказ, представив здесь уникальные изделия.


GGSV
Salon Les Nouveaux Ensembliers в Галерее Гобеленов – это больше, чем выставка красивой мебели. Это манифест новой волны интерьерного искусства, в которой возрождается фигура ансамблиста – не как дань ретро-стилистике, а как актуальная философия целостного пространства, где дизайнер интерьера и декоратор становится дирижером сложного оркестра из ремесел, искусства и технологий. Выставка показала, что принципы, заложенные мастерами ар-деко, сегодня звучат так же свежо: роскошь может и должна быть устойчивой, национальные традиции могут вдохновлять глобальный дизайн, а дизайн интерьера способен стать той самой мягкой силой и выполнять дипломатическую миссию – рассказывать о культуре, объединять людей, вести диалог без слов.
«Посольство завтрашнего дня» в исполнении новых ансамблистов получилось вдумчивым и многогранным. Каждое его пространство – это маленький мир, где ручная вышивка соседствует с биоматериалами, старинный фарфор – с концептуальным дизайном, а коллективный талант множества людей складывается в гармоничное целое. Salon Les Nouveaux Ensembliers показывает новый путь профессии дизайнера и декоратора: путь коллективного творчества, уважения к ремеслу и смелого поиска новых форм – во имя создания среды, отражающей нашу культуру и надежды на будущее.
Фото на обложке: Antoine Huot.




