Один день в Мастерских Винзавода: дневники художницы Аси Заславской
Хотя основное направление, в котором работает выпускница Архитектурной школы МАРШ Ася Заславская, — это лэнд-арт, в ежедневной практике она привыкла ограничивать себя пространством студии. Художница приглашает читателей Design Mate на один день перенестись в Мастерские на территории ЦСИ Винзавод и посмотреть, как устроен творческий процесс резидентов проекта.
Ася Заславскаяхудожница
Экосистема искусства
Моя мастерская от пола до потолка завешана белой строительной сеткой. Когда я училась в реставрационном училище и работала в этой сфере, такой сеткой мы закрывали объекты. Монохромный материал помогает исключить визуальный шум, который отвлекает и мешает сосредоточиться.
Я занимаюсь лэнд-артом – для меня это буквально побег из пространства белого куба, – но в своей мастерской чувствую необходимость создать вокруг себя «визуальную тишину». Забавно, что сначала я обустроила таким образом мастерскую, а после появился проект «Куда дует ветер», который мы реализовали вместе с куратором Моникой Норс. На старой подмосковной даче моих друзей мы все закрыли белыми простынями.
Проект «Куда дует ветер» — это попытка воссоздать ощущение покинутой усадьбы с мебелью, бережно укрытой и оставленной «до лучших времен».
Мастерская Аси Заславской. Фото: ЦСИ Винзавод
Для меня важно и ценно находиться в стенах ЦСИ Винзавод. Здесь сформировалась особая экосистема: ты не только работаешь в своей мастерской, но и регулярно находишься в кругу друзей, которые тоже занимаются искусством. Можно в шутку придумать какой-то невероятный проект, посмеяться над ним, а потом просто взять и реализовать его. Винзавод — живое место, где начинаешь чувствовать себя живым, даже если казалось, что силы и внутренние ресурсы закончились. Это настоящий лабиринт, пространство-игра: можно находиться здесь в одно и то же время, работать в соседних боксах и при этом даже не пересечься в течение дня.
Проект «Куда дует ветер». Фотографии предоставлены художницей
Мастерская как арт-объект
Пространство самих Мастерских с кирпичными стенами, проводами, массивными трубами и старинной желтой плиткой напоминает, что когда-то здесь находилось индустриальное производство.
Через детали пространство рассказывает свою историю, и все художники работают с ней по-разному.
Мастерская каждого художника — такой же объект интереса, как и работы, которые он здесь создает. В одном месте собрались очень разные авторы, которые работают в совершенно непохожих техниках, направлениях и стилях. Сначала может показаться, что здесь царит хаос, но после изучения творчества каждого все возвращается на свои места, и образуется порядок. Зрителя окружает целый ряд звуков: швейная машинка — это Кристина Пашкова создает новый проект; типографский станок — кипит работа в мастерской независимых изданий Sputnikat и ESH Print, с которыми я соседствую; голоса рядом — Костя Серп проводит экскурсию по своей новой выставке.
Фото: ЦСИ Винзавод
Обычно я приезжаю в мастерскую ближе к вечеру, принося с собой новые материалы. Все начинается с разговоров с другими художниками на общей кухне: обсуждаем новости, кто над какими проектами сейчас работает. По дороге захожу в магазин современного тиражного искусства WIN-WIN, чтобы взглянуть на новые работы.
Я не люблю порядок в мастерской, но для меня важно всегда убирать незаконченные работы, чтобы случайно их не испачкать и не повредить. Обязательно включаю дополнительный свет, чтобы видеть, как произведения выглядят при разном освещении, и достаю проекты, над которыми собираюсь работать. В мастерской у меня есть матрас — одна из первых вещей, которую я привезла с собой. Удобно расположившись на нем, я додумываю концепции, рисую маленькие эскизы и чертежи на кальке. Недавно у нас в мастерских появился стол для пинг-понга — теперь, если хочется отвлечься, можно всегда с кем-то поиграть.
Творческий процесс
Меня очень заботят детали: могу месяцами гоняться за определенным цветом краски, следить за тем, как натянут холст на подрамник, и перетягивать его. Сложно сравнить процесс работы с определенным алгоритмом действий, потому что каждый день не похож на предыдущий; постоянно сталкиваешься с новыми проблемами и пытаешься найти решения. Меня захватывает, что я могу одновременно заниматься несколькими проектами — пока доделываю один, обязательно думаю про второй и третий. Иногда происходит так: едешь в Мастерские в полной уверенности, что будешь работать над одним проектом, но по итогу занимаешься совсем другим — это не проблема концентрации, а подход к работе.
Мне нравится концепция британского социолога Джона Урри о том, что мир находится в постоянном перемещении, где абсолютно все решается через разного рода мобильности, а сама мобильность становится точкой отсчета.
Проект «Свободное место». Фотографии предоставлены художницей
В последнее время я много работаю с темой изменений, движения и различных колебаний. Этому посвящен один из моих новых проектов, который я недавно закончила в мастерской. Скульптура, визуально напоминающая приз, выполнена из оптического стекла, отражает и преломляет свет, разделяя его на цветовой спектр. Так же, как призы проясняют победителей. Войды — это название космических пустот, обширных областей между галактическими нитями, в которых отсутствуют или почти отсутствуют галактики и скопления. Эти скульптуры буквально пустые внутри, с одной надписью войд. Они преобразуют и меняют пространство вокруг, каждый раз создавая новый красивый рисунок в окружающем пространстве.
Проект Memento Vitae. Фотография предоставлена художницей
Сейчас я работаю над несколькими новыми проектами. Все они разные — думаю, что в этом проявилось влияние Мастерских. Темы, которые меня волнуют, всегда сопряжены с чем-то вечным (простите за патетику). Работа The Sims находится у входа в мою мастерскую, буквально разделяя ее на две зоны. Она отсылает к известной игре и наводит на размышления о симуляции, отражениях и реальности. Еще один проект – «Ничего» – представляет собой лайтбокс с гравюрой на зеркале. Я использую зеркала как медиум на протяжении пяти лет, и сейчас продолжаю работать с этим материалом. Зеркала были задействованы в моей инсталляции Memento Vitae в Никола-Ленивце, а также в работе «Свободное место» для II Триеннале современного российского искусства.
Работы «Шесть восьмых» и «Штучка». Фотографии предоставлены художницей
Все материалы, медиумы и форматы, с которыми я работаю, требуют времени и терпения: инсталляции — кропотливых расчетов, произведения из бисера — особенной концентрации. Почти все, что связано с бисером, я храню в мастерской в красивом старом комоде, который нашла на помойке на станции метро «Аэропорт», где раньше жила. Еще очень удобно хранить его в коробочках для лекарств — по Ямпольскому, этот материал как медиум отсылает к бесконечному переплетению нитей, которые в традиционной культуре связаны с творением жизни.
На обложке: мастерская художницы Карины Россиус. Фото: ЦСИ Винзавод.