
Чайники от Loewe, бамбук от Gucci, ритуал комфорта от Edra: чем запомнилась Миланская неделя дизайна 2025
Миланская неделя дизайна 2025 завершилась, но ее вдохновляющий флер останется с мировым дизайн-сообществом еще надолго. В городе прошло более тысячи событий — и даже с маховиком времени охватить все было бы невозможно. Мы попросили дизайнера Аню Саркисьянц рассказать о местах и проектах, которые зацепили ее больше всего. Ее впечатления от увиденного из первых уст — в дневниках для Design Mate.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии Designic
Fuorisalone 2025: смелые эксперименты с дизайном
Для меня эта Неделя дизайна началась за несколько дней до официального открытия, когда в разных уголках Милана полным ходом шли подготовительные работы, а затянутые наглухо витрины любимых шоурумов интриговали предстоящими презентациями. Хотя основная экспозиция традиционно разворачивается в павильонах Fiera Milano Rho, именно Fuorisalone остается самым живым и экспериментальным крылом Миланской недели дизайна. Более 1300 мероприятий, разбросанных по всему городу — от старинных вилл и монастырей до бывших фабрик, гаражей и даже метро и вокзалов.

Фото: Prada
Так, команда Prada Frames 2025 превратила легендарный поезд Arlecchino, созданный Джо Понти в 1950-х, в настоящий симпозиум на рельсах. Кураторская команда Formafantasma собрала на борту и на вокзале Milano Centrale участников дискуссий, которые рассуждали о мобильности, технологическом следе и будущем городской среды. Prada — как всегда сама изысканность. Никакой показной эстетики — только точка соприкосновения прошлого и будущего на языке дизайна.


Фото: Louis Vuitton
Модный дом Louis Vuitton в этом году сделал жест, который хочется назвать деликатным касанием истории. Команда вновь воссоздала Maison au Bord de l’Eau («Дом у воды»), спроектированный Шарлоттой Перриан еще в 1934 году. Проект, задуманный как легкое и доступное жилье для отдыха, тогда так и остался на бумаге. И только десятилетия спустя — сначала в 2013-м в Майами, а теперь и в Милане — он материализовался.
О том, что я увидела в рамках Fuorisalone, можно рассказывать бесконечно. С удовольствием делюсь тем, что действительно зацепило — теми самыми «хайлайтами», которые, как сказал бы Бродский, предложили качественно новый опыт.
Library of Light
Фото: © Monica Spezia, Salone del Mobile 2025
Впечатляющая своим масштабом кинетическая инсталляция — одна из тех, которые не просто показывают что-то новое, а приглушают шум вокруг, заставляя все внутри замереть. Пространство — исторический Кортиле д’Оноре в Брере — буквально преобразился. При входе внутрь все замедляется: вращается цилиндр из света и книг, и ты оказываешься внутри этой воронки тишины и смысла. Конструкция диаметром 18 метров уходит в небо, становясь зеркальной: днем она отражает солнечные блики, заливая светом колонны и скульптуры, которые обычно остаются в тени, а ночью превращается в маяк — светящийся, пульсирующий, живой. Но это не просто световая инсталляция, а библиотека — здесь на полках были собраны более 3000 книг, и каждая — написана женщиной. Голоса, которые история то ли прятала, то ли не дослушала. Автор инсталляции — британская художница Эс Девлин — возвращает их в пространство, где свет исходит не от ламп, а от текста.
Vertical River

Фото: Francesco Stelitano
Одна из самых эффектных и обсуждаемых инсталляций Недели дизайна расположилась не в палаццо и не в шоуруме, а в старом литейном цехе в индустриальном миланском районе Изола. Именно там Сэмюэл Росс — дизайнер, художник, мыслитель, воспитанный уличной культурой и минимализмом — представил свой монументальный арт-объект. Три башни из патинированной меди, лакированного дуба и стали — индустриальные, брутальные, но при этом почти сакральные по своему воздействию. Каждая из башен выше предыдущей, как будто вырастает одна из другой. Через них проходит более 50 000 литров воды, которая не просто течет, а буквально становится вертикальной, превращаясь в поток, обращенный в небо.

Фото: Francesco Stelitano
Внутри — туман, рассеянный свет и акустика. Создается ощущение, что происходит что-то метафизическое, некая физическая трансформация. Сам Сэмюэл Росс говорит о Vertical Rive как о способе передать поэзию производственного процесса через архитектурный язык. И ему это удалось! Инсталляция стала не просто хитом Недели дизайна, но маркером того, каким может быть дизайн сегодня: острым, телесным, медитативным и говорящим сразу на нескольких языках — технологий, эмоции, архитектуры и поэзии.
Чайники от Loewe: ремесло как медитация


Фото: Loewe
Я фанат того, как Loewe работает на междисциплинарном уровне, поэтому проект дома никак не могла обойти стороной. В этом году Loewe снова вышли за привычные рамки моды и мебели и сделали это очень тонко и изысканно. Их коллекция чайников, представленная в историческом палаццо в Брере, стала одним из самых фотографируемых и обсуждаемых проектов Миланской недели дизайна 2025.


Фото: Loewe
Джонатан Андерсон (креативный директор модного дома Loewe с 2013 года, покинувший пост в 2025-м) пригласил 24 художников и мастеров со всего мира, и и каждый создал свой чайник. Не просто функциональный предмет, а объект, на который смотришь, как на скульптуру. Здесь есть все: керамика, металл, стекло, текстиль, а иногда в одном предмете все сразу. Некоторые чайники выглядели как найденные артефакты, другие — как фантастические формы будущего. Проект явно намеревался переосмыслить саму идею утилитарности, ведь чайник здесь не для того, чтобы кипятить воду, а чтобы задуматься о культуре, ручном труде, материале, времени. Для Андерсона это исследование границ: между ремеслом и искусством, традицией и экспериментом. И, как всегда у Loewe, получилось одновременно камерно и глобально. Этот проект напомнил: простые вещи могут быть безупречно изящными. Особенно если в них вложена рука, мысль и тишина.
Bamboo Encounters: бамбук от Gucci


Фото: Gucci
Gucci тоже сыграли в концептуальность, посвятив свою инсталляцию культовому бамбуковому элементу, который бренд использует для создания ручек сумок с 1947 года. Выставка Bamboo Encounters шикарно расположилась в клуатре Сан-Симпличано — пространстве, где семь художников и дизайнеров из разных стран представили свои художественные интерпретации бамбука.


Фото: Gucci
Среди работ — бронзовый фонтан Антона Альвареса, отсылающий к рекам в бамбуковых лесах; корзины палестинской художницы Димы Сруджи, декорированные выдувным стеклом; неоновые скульптуры The Back Studio, работающие со светом как с природным явлением; текстильные панели Натали дю Паскье, превращающие структуру стебля в визуальный ритм; и лаконичная мебель из смолы Лауридса Галле.
Saint Laurent – Charlotte Perriand

Фото: Saint Laurent
Saint Laurent выступили с неожиданной коллаборацией с одной стороны, а с другой — продолжили работать со своими архивами. В рамках Недели дизайна модный дом под кураторством Энтони Ваккарелло представил выставку Saint Laurent – Charlotte Perriand в пространстве Padiglione Visconti. Экспозиция включает четыре ранее не реализованных предмета мебели, созданных Шарлоттой Перриан в период с 1943 по 1967 год. Эти объекты, существовавшие лишь в виде прототипов или эскизов, впервые были воплощены в полном масштабе.


Фото: Saint Laurent
Среди представленных предметов — монолитный 7-метровый диван La Banquette, созданный для японского посольства в Париже. Стол La Table Mille-Feuilles с десятью слоями контрастных пород дерева, ранее считавшийся слишком сложным для производства. Книжный шкаф Bibliothèque Rio de Janeiro, выполненный из бразильского палисандра, и кресло Fauteuil Visiteur Indochine, вдохновленное вьетнамским ремеслом.
Fendi Casa

Фото: Fendi
В этом году Fendi Casa не просто сделали выставку — они создали иммерсивное пространство, тонко работающее на тактильном уровне. В историческом палаццо на Piazza della Scala каждый зал был оформлен как сцена, где предмет выступал в роли актера в спектакле про прикосновение и тактильную память. Центральный герой — модульный диван Later, разработанный студией Ceriani Szostak. Его форма — словно переосмысленная архитектура штаб-квартиры Fendi в Риме: строгие линии, но с мягким телом. Он как будто подстраивается под тебя, становится твоим продолжением. В этом кроется корневая философия Fendi: предмет не должен диктовать, он должен поддерживать.

Фото: Fendi
Особое внимание было уделено оформлению витрин: их я заприметила еще за несколько дней до официального старта Недели дизайна. Автор-оформитель — Льюис Кемменоу — изящно сыграл на контрасте, где мягкие, органичные фактуры встречаются с холодным блеском металла. Природа и индустрия, как два полюса, между которыми и живет современный предмет.
Bird House от Foster + Partners

Фото: Aaron Hargreaves
Тренд на pet-friendly от Foster + Partners заинтриговал уже на уровне анонса. На Неделе дизайна одно из самых известных архитектурных бюро представило Bird House — инновационный «птичий дом», разработанный с учетом потребностей пернатых обитателей. Использование экологичных материалов и продуманных конструктивных решений подчеркивает стремление бюро к созданию гармоничного взаимодействия между архитектурой и природой. Инсталляция была создана с учетом исследований в области орнитологии, что позволило минимизировать риск передачи заболеваний среди птиц благодаря упрощенной системе очистки.
Edra: там, где комфорт становится ритуалом
Фото: Pietro Savorelli, Jacopo Foggini, Edra
И, конечно, как без Edra. Каждый год в палаццо Дурини бренд устраивает не просто выставку, а почти мистерию. Это не про тренды и не про новинки — это про переживание. В этом году они снова сделали то, что умеют лучше всех: создали пространство, где хочется остаться подольше и помолчать. Центр экспозиции — зеркальный стол Phantom, грани которого будто растворяют его в пространстве. Он как призрак: вроде есть, но его нельзя поймать. Стол, который не заявляет о себе, а отражает все вокруг. Такой — только у Edra. Как манифест: предмет не должен доминировать, он должен вписываться в среду.
Фото: Pietro Savorelli, Jacopo Foggini, Edra
Кресла Milano — дань архитектуре города. Они сверкают, как мрамор Миланского собора на рассвете, в них сочетаются строгость и легкость одновременно — садишься и ощущаешь, что форма продумана до дыхания. Были и новые версии модульных диванов Standway и Sherazade — мягкие, пластичные, почти телесные, на них можно сидеть вечно.
Неделя дизайна завершилась, но, как это всегда бывает, она не заканчивается с последней выставкой и выключенным светом в палаццо. Все самое важное — смыслы, инсайты, идеи, тренды — остаются с нами весь предстоящий год. Я продолжаю наблюдать, собирать, переводить с языка дизайна на человеческий и делиться всем в своем Telegram-канале: от реплик, услышанных на выставке, до новых имен, которые стоит не упустить. Подписывайтесь — будем проживать этот год в ритме дизайна вместе.
На обложке: выставка Saint Laurent – Charlotte Perriand. Фото: Saint Laurent.