
Искусство «среди друзей»: ярмарка miart глазами Ани Саркисьянц
За несколько дней до начала ежегодной Недели дизайна и выставки Salone del Mobile Милан превратился в точку притяжения коллекционеров и арт-энтузиастов со всего мира. Ярмарка современного искусства miart 2025 объединила более 170 галерей и, по мнению нашего колумниста Ани Саркисьянц, дала очередной импульс культурной трансформации Милана. О том, как команда miart оживила городскую среду и какие проекты оказались особенно яркими, читайте в авторских дневниках Ани для Design Mate.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии Designic
На прошлой неделе — с 4 по 6 апреля — Милан вновь надел свою культурную перчатку: здесь прошла 29-я ярмарка miart, собравшая 179 галерей из 31 страны. С цифрами не поспоришь: miart уверенно закрепил за собой статус не просто важного события международного арт-календаря, но и катализатора культурной трансформации самого Милана, который явно перерос стереотип «итальянской модной столицы».

Выставка работ Уго Рондиноне в GAM Galleria d’Arte Moderna, организованная Cardi Gallery. Фото: Andrea Rossetti Archive
Судя по всему, креативный директор miart Никола Риккарди прекрасно понимает, что сегодня даже самой изысканной кураторской программой никого не удивить. Он сделал ставку на интеграцию miart в живую городскую среду — три дня Милан буквально жил современным искусством, которое гармонично вписалось в контекст города. Параллельно с miart проходил фестиваль Milano Art Week, в рамках которого ведущие городские музеи организуют значимые выставки. Среди них персональная экспозиция бельгийского художника Тьерри де Кордье в Fondazione Prada, Уго Рондиноне в GAM Galleria d’Arte Moderna, Нико Вачеллари в Palazzo Reale и коллекция работ Роберта Раушенберга в Museo del Novecento.
Именно Роберт Раушенберг стал хоть и невидимым, но главным героем miart 2025.
В этом году ярмарка была посвящена творчеству Раушенберга и его идее искусства как пространства сотрудничества. Даже ее название — «Среди друзей» — отсылает к последней ретроспективе Раушенберга, которая состоялась в 2017 году в MoMA.
Вернуть Раушенберга в Италию, где он не выставлялся почти четверть века, — шаг, достойный высокой моды в мире кураторства. Это тонкая работа на стыке концепции и репутации. Вслед за Раушенбергом последовали крупнейшие игроки мировой арт-тусовки: легендарная Sadie Coles HQ возвращается после 10-летнего перерыва, а Victoria Miro и Esther Schipper впервые представляют свои экспозиции в Милане. И что они делают? Объединяются. Сотрудничают. Создают совместные стенды: Sadie Coles HQ и Sprovieri; NıCOLETTı и Tina; Arcadia Missa и Misako & Rosen. Настоящий союз эстетов.

Scolapiatti, BERTOZZI & CASONI. Фото: Аня Саркисьянц

Sfera con sfera, Arnaldo Pomodoro. Фото: Аня Саркисьянц
Как и прежде, ярмарка разделилась на три смысловых и архитектурных блока. Раздел Portal объединил проекты, разрушающие границы между дисциплинами, временем и пространством. Здесь встретились работы художников из Ганы, Перу, Парижа и Берлина, чтобы представить коллективное состояние мира, его эмоции и рефлексии.

Стенд Cardi Gallery. Фото: Andrea Rossetti Archive
В главной секции ярмарки — Established — тот самый баланс веса и вкуса. Cardi Gallery представила медитативные каменные скульптуры Уго Рондиноне, Wizard Gallery — живопись Дианго Эрнандеса, выполненную на матовом стекле. А Lia Rumma, одна из ключевых фигур неаполитанской арт-сцены, показала сразу три мощных имени: Марина Абрамович, Уильям Кентридж и Джозеф Кошут.
Классика концептуального и перформативного искусства здесь выглядела особенно остро.

Primo prototipo di mototromba (2024), Aronne Pleuteri. Фото: Sarah Indriolo

Lengthening II (2025), Джек О’Брайен. Фото: Daria B.
Как страстный коллекционер современного искусства, больше всего времени на miart я провела в секции Emergent — живом, пульсирующем центре ярмарки, созданном под руководством Аттилии Фаттори Франкини, независимого куратора и основательницы венского пространства Kunstverein Gartenhaus. Ее экспозиция — дерзкая, энергичная, внятно артикулирующая голос нового поколения. Расположенная у самого входа секция словно накрывала зрителя волной молодого искусства.

Стенд Rose Easton. Фото: Jack Elliot Edwards
Среди участников — как итальянские, так и международные галереи. ArtNoble Gallery из Милана показала тонкие, почти архитектурные работы Aronne Pleuteri, в то время как лондонская Ginny on Frederick представила настенные скульптуры Джека О’Брайена, исследующие диалог между формой, материалом и телесной памятью. Brunette Coleman, так же из Лондона, устроила визуальный диалог между Оскаром Энбергоми и Брианной Лезербери, а Rose Easton эффектно соединила кинематографические световые панели Евы Голд с живописью Таснима Саркеза.

Работа Джины Фишли, галерея zaza’. Фото: Agnese Bedini
Отдельное внимание заслужил изящный ироничный фонтан Джины Фишли, представленный на стенде миланской галереи zaza’. Он из тех произведений, что одновременно и завораживают, и поднимают бровь.

Matta Studio

Sergio Roger, R+V Gallery
miart 2025 окончательно укрепил союз между искусством и дизайном, особенно в преддверии выставки Salone del Mobile, которая открылась на следующий день. Эстетика, идея, форма, город — все в Милане сливается в один культурный ритм, в котором искусство перестает быть элитной привилегией и становится способом существовать.
Фото на обложке: Nicola Gnesi Studio.