Архитектура развития. Методология проектирования современных школ
Команда архитектурной мастерской ATRIUM выпустила книгу-исследование, посвященную проектированию современных образовательных пространств. На примере собственных проектов авторы рассказывают о том, как и почему эффективность учебного процесса зависит от физических характеристик школы, какие методики позволяют создавать обучающую среду нового качества и какие технологии еще больше расширяют возможности пространства.
Новое 278-страничное издание опирается на двадцатилетний опыт работы мастерской ATRIUM в области образовательной архитектуры. В портфолио команды — интернат для детей-сирот в Кожухове, школа «Летово», созданная совместно с голландским бюро Atelier PRO, образовательные центры Quantum и T-EACH в Астане, молодежный центр и Парк будущих поколений в Якутске.
Книга состоит из нескольких глав, каждая из которых охватывает определенные аспекты проектирования пространств для образования. Так, часть «Предпосылки» демонстрирует взаимосвязь качества образовательной среды и качества самого образования, а в главе «Стратегия проектирования образовательной среды» разбираются ключевые кейсы бюро. Главы «Функционально-пространственные решения» и «Территория и благоустройство» представляют элементы пространственного конструктора, из которых составляется понятный прототип будущего образовательного центра. В следующих частях команда объясняет, как можно расширить функционал каждого помещения школы; дает подробные рекомендации по реализации проектных решений; рассказывает, почему современная школа может и должна становиться ключевым звеном районной социально-культурной инфраструктуры; а также анализирует подходы к формированию образовательной среды с точки зрения устойчивого развития.
Задача исследования — объяснить, как и почему эффективность обучения в школе зависит от ее физических характеристик и как именно можно улучшить свойства вновь создаваемых образовательных пространств.
Читатели познакомятся с главными характеристиками, которыми, по мнению бюро, должно обладать пространство современной школы. Среди них — визуальная открытость и прозрачность, наполненность светом, ощущение общего большого объема, внутренняя визуальная и пространственная сложность, разнообразие сценариев движения и развитие пространства по вертикали. В основу книги также легли глубинные интервью с экспертами в области образования, от учителей до девелоперов.
Фото: Phaidon Press Ltd.