Опыт Казани: как устроено дизайн-образование в регионах
Кто идет учиться дизайну, сколько вчерашних выпускников остаются в профессии и куда идут дизайнеры-профессионалы за дополнительными знаниями, мы узнали у Дины Шайдуллиной, директора Казанской школы дизайна при КФУ и организатора мастер-классов, круглых столов, лекций и туров для архитекторов, дизайнеров и декораторов Республики Татарстан.
Дина Шайдуллина Руководитель Казанской школы дизайна при КФУ, член Союза дизайнеров России Татарстанского отделения, член правления СД ТО
Где учиться дизайну в Казани
В Казани дизайн преподают сразу в нескольких вузах. Самое мощное академическое образование – в Казанском архитектурно-строительном университете (КГАСУ). Это первый местный университет, в котором начали преподавать дизайн. Потом идет Казанский национальный исследовательский университет (КХТИ) и, наконец, Казанский федеральный университет (КФУ), где дизайн преподают на кафедре дизайна и национальных искусств. ИФМК им. Льва Толстого КФУ выпускает дизайнеров уже десять лет, а четыре года назад при университете появилась школа дизайна. В нее мы набираем выпускников с 9-11 классов, а также выпускников СПО даем основы, необходимые, чтобы поступить в университет. В их числе конструктивный рисунок, аксонометрия и черчение, композиция, проектирование – эти предметы нужно будет сдавать на вступительном экзамене в ВУЗе. Обучение проходит в небольших группах 10-12 человек, учителя – сильные преподаватели из профильных ВУЗов. Большинство наших выпускников потом поступает в КФУ и занимаются дизайном костюма, ландшафтным дизайном, графическим дизайном или дизайном интерьеров.
Хорошо, если в школу дизайна идет ребенок, окончивший художественную школу, и ему не надо объяснять, как держать карандаш в руке.
Кто идет учиться на дизайнера
Часть вчерашних школьников идет учиться дизайну по рекомендации родителей. Многие из них хотят учиться дизайну в ВУЗах, но из-за того, что в школах сейчас нет черчения, не могут сдать этот предмет на вступительных экзаменах. Хорошо, если ребенок окончил художку и имеет представление о том, что такое дизайн, но бывает, приходят и совершенно далекие от этого дети. В этом случае кто-то, конечно, усердно учится и в конце концов осваивает все нужные дисциплины, а кто-то бросает, находит себя в чем-то другом. Таких, по моим наблюдениям, около 7% от общего количества учеников. Часто в дизайн идут дети уже состоявшихся дизайнеров и архитекторов. Все-таки когда кто-то из родителей владеет профессией, он и разъяснить все сможет, и в свою дизайн-студию устроит. Это важно, потому что где-то с третьего курса в профильных ВУЗах начинаются обязательные студенческие практики, которые проходят в дизайн-студиях, в архитектурных мастерских и в интерьерных салонах.
Что касается выпускников профильных вузов, то здесь действует правило тридцати трех. 33% будут работать в дизайне, еще 33% – в сфере около дизайна, например, менеджером по продажам в интерьерном салоне, и еще 33% вообще не будут работать в дизайне просто потому, что их судьба сложится по-другому.
Профессиональная дизайн-среда
Большинство профессиональных дизайнеров Казани – выпускники профильных ВУЗов, четверть – те, у кого дизайн это второе высшее образование, и еще есть небольшой процент обеспеченных светских дам, которые решили заняться дизайном. Дизайн и декорирование интерьеров это сейчас довольно модная профессия, поэтому все больше людей хотят ее освоить.
ВУЗов, где преподают дизайн, у нас достаточно много, а значит много и выпускников. Отсюда – высокая конкуренция.
Я десять лет работаю в архитектурной среде и стараюсь развивать ее. У дизайнеров нужна своя среда, где они смогут учатся и общаются. Вот почему с недавних пор я начала организовывать совместные проекты для них лекции и семинары с приглашенными спикерами из Москвы и Санкт-Петербурга. К нам уже приезжали Оксана Кашенко, Ольга Косырева, Анна Муравина и Элина Туктамишева, Алексей Дорожкин и Станислав Орехов, Диана Балашова и Юна Мегре. Каждая дискуссия и лекция направлена на то, чтобы внести свой небольшой вклад в развитие казанской дизайн-среды. Это и информация о том, как дизайнеру продвигать себя в интернете и какие-то еще базовые знания, способ разобрать ошибки и научиться чему-то новому. Несмотря на то, что большинство таких встреч платные, дизайнеры идут на них с удовольствием: мы формируем темы, отталкиваясь от их интересов, и стараемся сделать свои мероприятия максимально полезными.
Дополнительные навыки – дело наживное. Самая большая сложность дизайн-образования – это ежегодное сокращение количества спецпредметов в ВУЗах: сокращаются часы на рисунок и композицию, а вместо них ставят никому не нужное администрирование. К сожалению, если сравнить качество академического дизайн-образования десять лет назад и сейчас, то сейчас все намного хуже.