Восприятие роскоши: от античности до миллениалов
Понятие роскоши появлялось еще в античности и уже тогда не было свободно от оценочных суждений. Со времен Древней Греции до наших дней роскошь вызывала многочисленные споры, а предметы и явления, относящиеся к этому понятию, менялись от века в век. Рассказываем, как изменится восприятие роскоши в будущем, в диалоге с молодыми дизайнерами и одним художником из регионов, от Екатеринбурга до Ростова-на-Дону.
В XV веке роскошь проявлялась в деталях праздников, в шумных карнавалах, турнирах и торжественных шествиях. Однако вскоре роскошный образ жизни стал более частным и домашним. XVII век провозгласил самым дорогим предметом роскоши мебель, которая определяла не столько вкус обладателя, сколько его люксовость. Уже в середине XVIII века в крупных европейских городах тенденция к роскоши в обстановке частных домов распространилась на общественные здания, а изготовление предметов высокого класса отделилось от ремесла. Примерно в это же время, конце XVIII – начале XIX веков интерес к роскоши приобрел исследовательский характер, разделив философов на апологетов и ригористов, самые известные из которых – Жан-Франсуа де Сен-Ламбер, Генри Бодрийяр и Алам Сиббит.
XX век внес свои коррективы в восприятие люксовости в разных странах мира. Например, в США и большинстве стран Европы жилье для бедных подразумевало собственные ванну и туалет, в то время, как для многих других стран это считалось роскошью. В советской России военного и послевоенного времени главной ценностью являлась, прежде всего еда: судя по дневникам и записям, килограмм хлеба можно было выменять на антикварное кресло или картину, а стоимость мешка картошки соответствовала цене рояля. Советский народ воспринял роскошь как преступное излишество, закрепив негативную коннотацию понятия, а 1990-е годы превратили ее в вульгарную пародию на саму себя. Наследие в виде шкафа-стенки, полного хрусталя, цветных ковров на стенах и лакированных черных «Эллегий» сменили аляповатые, кричаще дорогие вещи, фонтаны, кожаная мебель и анекдотические золотые унитазы.
Именно в этой невероятной смеси традиций и стилей выросло поколение, так называемых, миллениалов, пытающееся сформировать не только свое восприятие роскоши, но и ощутить потребность в ней. И если тем, чья юность пришлась на советское время «доставания» вещей, иногда удавалось сохранять нейтралитет по отношению к роскошному, то «поколение Питера Пэна», скорее, предпочло сделать роскошное нейтральным, заметным только избранным.
Эдуард Еремчук дизайнер, 24 года, Ростов-на-Дону
Обычно под роскошью представляют покрытый золотом интерьер где-нибудь в ОАЭ, но, как мне кажется, иногда отсутствие практически всего, как у архитектора Тадао Андо, тоже может быть роскошью. Даже такие модные дома, как Louis Vuitton, сейчас пошли в сторону современности и переосмысляют понятие роскоши, потому что для миллениалов важно чувствовать дух времени, сопричастность. В дизайне интерьера происходит тоже самое. Само слово «роскошь», наверно, немного опошлено, но я воспринимаю его вполне нормально. Это то, что создает какие-то новые впечатления, то, что может как-то выразить человека и подчеркивает его лайфстайл.
Casa Monterrey в Мехико, проект Тадао Андо – пример роскошного дома без декораций
Дарья Каневская скульптор, художник, 26 лет, Екатеринбург
Для меня идеалом роскошного интерьера является ар-деко. Хорошее сочетание декоративных элементов и строгости. В идеальном мире слово «роскошь» имело бы однозначно позитивную окраску, но в реальности я слишком часто сталкивалась с тем, что заказчики говорили о «роскошном интерьере», имея в виду лепнину и позолоту на каждом сантиметре. По сравнению с 1990-ми ситуация, на мой взгляд, улучшилась. Сейчас при слове «роскошный» скорее всплывают минималистичные интерьеры, с большим количеством современной техники и хорошо продуманным дизайном пространства.
Ольга Горнева архитектор, преподаватель, 37 лет, Омск
Роскошь – это изобилие. Я выделяю два его аспекта: природный и человеческий. И если говорить о втором, то форма роскоши постоянно меняется. Это напрямую связано с развитием экономики и культуры, частью которой является мода. В Древнем Египте роскошь – это железный перстень, во времена владычества Испании – многометровый шлейф платья, вышитый золотом. Для меня же это понятие нейтральное, в нем нет позитива или негатива. В архитектуре роскошь – следствие использования определенных архитектурно-художественных приемов, поэтому роскошным одновременно могут быть и Морской собор в Кронштадте, и дом Фарнсворт архитектора Ван дер Роэ.
Морской собор в Кронштадте. Мраморный алтарь украшен вставками из горного хрусталя, на мозаичном полу — морские коньки и кальмары, в приделах — райские птицы, над ними — огромные витражи
Андрей Воробьев культуролог, 33 года, Екатеринбург
Роскошь — это определенное излишество. Не просто нечто дорогое и великолепное, а такое, что не является обязательным, прагматически обоснованным. Однако именно в силу этой особенности роскошь может становиться признаком высокого статуса, играя не функциональную, а символическую роль. Мое восприятие роскошного, как чего-то кричащего, часто лишь имитирующего настоящую роскошь, сформировалось в 1990-е годы. Именно поэтому мне импонирует современная тенденция к сдержанной роскоши (звучит, как оксюморон), той, что способны распознать и оценить только те, кто разбирается в конкретной области.
Отношение миллениалов к люксовому классу сформировало два понятия: старая и новая роскошь. Старая роскошь – это растрачивание средств и демонстрация превосходства, в то время, как новая – это возможность улучшить свою жизнь. Старая роскошь заключается в потреблении самых дорогих, но часто далеких от эстетики предметов. Новая роскошь безукоризненна в мелочах: от крана на кухне до кресла для чтения – все должно быть образцом удобства и стиля. Предпочтение отдается вещам с налетом скромности, не кричащим о своей высокой стоимости, и легкому несовершенству: фланелевым, а не шелковым рубашкам, мебели с проявленной первозданной фактурой материалов, полам с имитацией под старую древесину и так далее.
Каждое поколение в силу социальных, политических, экономических и прочих факторов привносит в понимание роскошного что-то новое. Будем ли мы все дальше уходить в минимализм, оставляя в домах только невероятно качественный матрас и дизайнерский стол, или нашим девизом станет »побольше золота и красного», начнем ли устраивать «костры тщеславия», подобно проповедникам XV века, или обзаведемся белыми роялями... Узнаем совсем скоро, ведь, согласно теории Штрауса-Хоува, в 2019 году произойдет та самая смена поколений.