Надежда Лазарева о новом «буме» творческих профессий и способах борьбы с невежеством в дизайне
Надежда Лазарева — президент и основатель Международной Школы Дизайна (IDS), автор учебных программ и мастер-классов по дизайну интерьера. IDS была основана в 1995 году и работает по общемировым стандартам профессии. Помимо интерьерного дизайна, в школе открыты очные и заочные программы по декорированию интерьера, ландшафтному и графическому дизайну.
Студентов нужно не только готовить к реальной работе, но и настраивать на успех.Надежда Лазарева президент IDS
Сфера образования во всем мире с каждым годом становится более привлекательной для инвестиций и развития новых технологий. Кроме того, повсеместно распространяются парадигма непрерывного обучения и интерес к смене профессий. Все это увеличивает востребованность предложений от ключевых участников рынка, но проверенных и подтвержденных практикой. Это касается и нашей индустрии – дизайна, – развитие которой, как мне кажется, идет вровень со сферой IT.
Этому способствует сразу несколько факторов. Во-первых, возросший интерес к творческим профессиям. Многие хотели бы работать не в офисе, а по более гибкому графику. К тому же творческие профессии зачастую дают больше удовлетворения, что важно для самореализации. Триггером для таких решений послужила вынужденная самоизоляция во время недавней пандемии. Было время остановиться и подумать, на своем ли я месте и чего хотел бы достигнуть в жизни. Тренды времени тоже поддерживают эти устремления: успешными людьми становятся, как правило, те, кто обладает четырьмя «К»: коммуникабельностью, стремлением к коллаборации и сотрудничеству, критическим мышлением и креативностью.
Почти всем участникам рынка удалось быстро среагировать на появившиеся запросы: запустилось очень много курсов, часто на актуальные темы и с хорошими многообещающими названиями. Но среди этого разнообразия предложений об обучении дизайнерским специальностям практически не было продуманных системных продуктов с опорой на проверку усвоенного и на результат. Особенно это касается такого востребованного направления, как дизайн интерьера.
На мой взгляд, мы не только не увидим в таких продуктах необходимой для интенсивной учебы технологической «прошивки» материала, но и опоры на стандарты, правила, миссию и этику.
Между тем в мировом сообществе сложилась «дорожная карта» эффективного обучения, с опорой на предварительное исследование и правильное составление брифа. Все это должно способствовать хорошему результату. Сейчас, в основном, преподают по старым схемам, как учили преподавать в наших вузах. Разве что добавлены компьютерные программы. Есть еще и личный опыт преподавателя, но это частный случай, да и не всегда это стоит тиражировать. Есть много примеров, когда гастролирующие по городам «успешные» дизайнеры даже не учились дизайну. Слушатели приходят на такие «форумы» и «конференции», потому что есть потребность знать больше, но всегда ли они получают качественный результат?
Единственный способ борьбы с невежеством в дизайне — хорошее системное образование, а не курсы «по цене чашки кофе» или «сегодня с 60% скидкой».
Старое правило для абитуриентов продолжает действовать: выбирай учебное заведение «с историей» и успешными выпускниками. Иногда стоит прислушаться и к «сарафанному радио».
За последние полтора-два года образование качественно поменялось: появились платформы-маркетплейсы с курсами на любой вкус, программы, приложения, чат-боты. Инвестиции в образование, с одной стороны, делают его разнообразным и доступным, а с другой — часто некачественным. Поэтому дизайну я бы посоветовала обучаться очно, в хорошем учебном заведении и не в самом интенсивном формате. А вот для расширения специализации, развития и участия в мастер-классах формат вебинара будет оптимальным решением.
Сейчас многие обеспокоены внедрением в жизнь человека искусственного интеллекта, а мне кажется, это здорово. Он может быть отличным инструментом и помощником, если научиться правильно его использовать. В то же время в отношениях между дизайнером и клиентом кругозор, обаяние, имидж, остроумие и профессионализм специалиста незаменимы, и, думаю, так будет всегда.
В дизайне самое главное — то, что в голове у дизайнера. А это ментальные навыки (soft skills): анализ, исследование, выбор, оптимизация и другие. Hard skills (знание программ, умение выполнять определенные действия) тоже важны, но на первом месте все же способность к осмыслению. Недаром в Музее дизайна в Лондоне висел плакат с надписью «Прежде чем взяться за карандаш, подумай». Студентов нужно не только готовить к реальной работе, но и заранее, еще во время обучения, настраивать на успех, выявляя особенности каждого. Я называю это «штучным» обучением — например, мы в IDS знаем всех студентов по именам. Нам важно, чтобы люди в группе подружились, помогали друг другу: от этого тоже зависит результат обучения. Школам нужно все время быть «в процессе», двигаться, пробовать новое. Иначе нельзя, и это касается не только обучения дизайну.