
Как уличное искусство договаривается с городом: опыт паблик-арт программы «Взгляды»
Важная тенденция последних лет в уличном искусстве — децентрализация паблик-арта. Регионы стали искать способ сделать общественные пространства более живыми, создать яркие визуальные точки и арт-маршруты. Показательный пример такой работы — Сахалин, где стартовал второй сезон паблик-арт программы «Взгляды». За прошлый год проект под кураторством Александра Мущенко и при участии более сорока художников сделал Южно-Сахалинск одной из крупнейших точек уличного искусства в стране. Узнали у куратора, как устроено взаимодействие команды и администрации, на какие компромиссы приходится идти и какая реакция важна от местных жителей.
Александр Мущенко независимый куратор, продюсер проектов в сфере современного искусства, куратор паблик-арт программы «Взгляды»
Структура согласования, или Поиск баланса
Вопрос согласования объектов уличного искусства — один из самых острых и во многом противоречивых. Тут встречаются интересы разных участников общественных отношений и административных органов. Необходимо соблюсти баланс между запросами и ожиданиями собственников объекта, жителей города, представителей профессионального сообщества и заказчика (бизнеса или государства). Нужно разделять формально правовое согласование в рамках действующего законодательства и легитимизацию в целом. Если говорить о правовых аспектах, то, согласно Жилищному кодексу, стены многоквартирных домов принадлежат собственникам жилья, поэтому в первую очередь необходимо инициировать проведение голосования среди самих жителей.
Обычно с первого раза в очном формате принять решение и собрать кворум не удается, поэтому голосование проводится очно-заочно. Инициатором выступает управляющая компания. Для принятия решения необходимо набрать более 50% голосов. Безусловно, нужно уведомлять администрацию, профильные отделы и департаменты (архитектура и культура): чем больше объем поддержки, тем лучше. И все это невозможно без предварительной работы. Например, мы стараемся организовывать встречи с жителями, где рассказываем о том, что на их доме планируют создать объект уличного искусства. Без этого согласовать проведение работ не удастся. Для жителей важна практическая сторона: часто спрашивают про долговечность, гарантии и тепловые свойства фасада после нанесения росписи.

Никита (Erendaj) Романов, «Далекая звезда»

Илья Федотов, «Без названия»
Вообще, механизм согласования может различаться в регионах из-за норм местного законодательства и отношения к паблик-арту в обществе. В маленьких городах, как показывает практика, люди более открыты, легче идут на диалог, и мы ощущаем больше поддержки. Многое зависит от отношения к заказчику: если люди изначально негативно настроены, бывает сложно найти общий язык. Поэтому мы всегда заранее изучаем этот вопрос и стараемся выстраивать коммуникацию с жителями. На мой взгляд, произведение принадлежит не только жителям (собственникам жилья), но и всем горожанам, поэтому ответственность за принятие таких решений должна быть вынесена за рамки голосования собственников.

Паблик-арт гораздо больше относится к дизайн-коду города, чем к фасаду здания.
Но пока законодательство устроено так, нам приходится опираться на решения жильцов. Это ограничивает возможности и приводит к конфликту интересов. Представьте: со стороны жителей есть запрос на декоративный мурализм, художники хотят создавать более сложные и концептуальные произведения, а заказчик и вовсе хочет интегрировать свое послание. В итоге все сводится к поиску баланса этих интересов, и особое значение приобретают долгосрочные программные проекты.
Капитализация проекта: имиджевые, социальные и культурные эффекты
В первую очередь уличное искусство капитализируется посредством экскурсионных программ. В случае паблик-арт программы «Взгляды» в городе совместно с отделом культуры разработаны экскурсии по Южно-Сахалинску: они проводятся еженедельно и пользуются популярностью у жителей и гостей города. Наиболее заметный эффект виден в пиаре территории. Публикации, интервью и репортажи о программе приносят большие охваты. Мы верим, что благодаря развитию городской среды и культуры региона получится привлечь больше гостей на Сахалин и еще раз показать местным жителям, в каком замечательном городе они живут.


Еще Южно-Сахалинск ярче проявляется на культурной карте Дальнего Востока. Сахалин — это не только природа, это территория экспериментов и новых решений в различных сферах, в том числе и в культурной. Правительство региона и лично губернатор очень поддерживают художников. Открываются галереи, проводятся ярмарки, выделяются гранты, и все это в комплексе приводит к развитию сферы креативной экономики. На островах давно развита инфраструктура, активно развивается туристическая сфера, на первый план выходят вопросы идентичности молодого региона: почему мы здесь живем и почему планируем будущее? Мы верим, что в том числе системная работа с современными художниками поможет ответить на эти вопросы или по крайней мере натолкнет жителей региона на размышления.
Нельзя не сказать и о решении задач по благоустройству. Южно-Сахалинск преображается, здания проходят капитальный ремонт, устанавливаются малые архитектурные формы, архитектурная подсветка. Последний год силами Департамента архитектуры монтируется экспозиционная подсветка муралов: это выглядит очень здорово. Город становится комфортнее, в нем хочется жить.
Роль куратора и поиск компромиссов
На мой взгляд, куратор в проектах городской среды по большей части выполняет функцию медиатора. В городе встречаются интересы очень разных и неоднородных групп, поэтому приходится идти на компромиссы и искать равновесие. Лично я пришел к этому не сразу: после семи лет работы в петербургском Музее стрит-арта, где мы никогда не думали о зрителе с точки зрения удовлетворения его запросов, было сложно принять и понять необходимость таких компромиссов в городе. Но по-другому никак: права одного заканчиваются там, где начинаются права другого. Мы все время вынуждены находить, прощупывать и беречь эти границы. Если возможности для диалога исчерпаны, мы уходим, меняем фасад или предлагаем жителям другой эскиз и художника.

Андрей Оленев, «Турист»

Илья Федотов, «Без названия»
При идеальном сценарии художник реализовал свою неординарную идею, житель и зритель ее понял и насладился визуальной составляющей. Но так бывает не всегда. Люди воспринимают художников с необычным авторским стилем с недоверием, словно мы пытаемся их обмануть. Поэтому приходится объяснять и показывать. Вспоминается давняя история, когда мы пришли с эскизами, но жители наотрез от них отказались. Тогда художник предложил сделать то, что хотят жители, но в конечном итоге все равно половина людей была недовольна. Для меня эта история очень показательна: часто люди сами не до конца понимают, чего хотят, поэтому стоит больше доверять художникам и кураторам.
Реакция жителей на муралы и новые городские символы
В целом, жители положительно реагируют на проект. Они замечают преображение городского пространства в лучшую сторону. Но есть и недовольные. Кому-то кажется, что муралов в городе становится слишком много — именно поэтому проект выходит в планировочные районы и другие муниципалитеты.


Maksow, «Дети наше будущее»
Для меня один из главных эффектов состоит в том, что люди обсуждают, дискутируют. Здорово, когда жители не остаются равнодушными, когда они соотносят себя с городом и готовы выражать свое мнение. Мы очень долго жили в безразличии к пространству за пределами собственных квартир, нас не сильно волновали фасады и газоны вдоль пешеходных дорожек. Сегодня же мы наблюдаем активизацию не только сообществ, но и горожан в целом. Я часто читаю отзывы людей в местных Telegram-каналах и радуюсь дискуссиям и противоположным мнениям. Самое страшное — безразличие.
В широком смысле уличное искусство — это активатор, запускающий коммуникационные процессы.
Изменения видны и на бытовом уровне: так, некоторые фасады буквально превращаются в места встреч. Не зря в этом году наша тема — «Система координат». Особенно это чувствуется в спальных районах: однотипные дома и квартальная застройка — хороший повод заблудится, поэтому многие муралы становятся ориентирами в пространстве.
На обложке: Антон Спутник, «Красная строка». Все фотографии предоставлены пресс-службой паблик-арт программы «Взгляды».