Детский мир: дизайнеры о том, как устроена жизнь их детей
Дети смотрят на мир глазами взрослых и неизменно перенимают увлечения своих родителей. Мы попросили четырех дизайнеров рассказать о том, как устроена жизнь их детей, занимаются ли они творчеством больше обычного, и смотрят ли на мир иначе, чем их сверстники – получилось буквально руководство к действию, как воспитать в ребенке хороший вкус.
Ирина КрашенинниковаДизайнер интерьеров,
мама Агнии, 4 года
Моей дочке Агнии четыре года, и она была вовлечена в мою профессию еще до своего рождения: будучи беременной, я снималась в программе Квартирный вопрос, так что в кадре нас – двое. Родившись, она не долго спокойно лежала в своей колыбельке в детской комнате: ко мне обратился журнал Cosmopolitаn с просьбой показать вживую релукинг небольшой комнаты и пришлось бодро переделать дочкину комнату под эту задачу. Дальше – больше. Едва научившись ходить, она уже принимала участие в подготовке одного из моих объектов к фотосъемке, ездила со мной в салоны текстиля, плитки и багетную мастерскую. И даже бывала на строящихся объектах. С тех пор авторский надзор – это ее любимая часть проекта. Первым ее словом было слово «красиво». И по-прежнему во всем и всегда она выделяет эстетическую сторону, часто обращая мое внимание на красоту, которую я в суете упустила. Год назад она пошла в детский сад, и теперь ее жизнь мало отличается от жизни любого российского четырехлетки. Но вне детского сада по-прежнему отличается. Например, по вечерам вместо традиционной сказки на ночь она любит смотреть со мной интерьерные сайты, комментируя понравившиеся детали. Недавно где-то услышала смешное слово «шикарно», так что все интерьеры в ее комментариях теперь или «шикарные», или «не шикарные». Вообще она часто меня смешит и заставляет посмотреть свежим взглядом на давно устоявшиеся обстоятельства и приемы. Нам с ней вместе весело и жить, и работать. Ведь работа - это не какая-то отдельная сфера моей жизни, а просто ее неотъемлемая часть.
Агния, 4 года
Юна МегреДизайнер интерьеров,
мама Дианы, 4 года
Профессия дизайнера предполагает хоть и интенсивный но достаточно мобильный график, поэтому ее легче совмещать с материнством. Моей дочке четыре года, и так как мы с мужем много работаем, семейное время у нас не вечером, а утром. До полудня мы обычно либо дома, либо где-то с ребенком. Далее мы бежим на работу, а дочка по своим делам с няней: кружки, прогулки, посещение «Мишельки». Мой офис находится в районе Патриарших, и у меня часто получается перехватить ее на полдник или ужин в кафе. В офисе дочка тоже бывает часто: рисует, изучает образцы тканей. Кроме того, она – лягушка путешественница, живет на два города. У нее обязательно есть комната для сна и отдельно – игровая, которую, к слову, она каждый вечер сама убирает перед сном. Это ее пространство, и несмотря на то, что у нас абсолютно не возбраняется играть в любой части дома, дочка знает, что ее игрушки живут у нее, и ночевать они в других комнатах не остаются. Должна признаться: моя дочь от природы педантична, и в смысле порядка она очень комфортный ребенок. Иногда и меня может поругать за то, что туфли не там бросила. А чтобы не быть зажатыми и не боятся пошалить, мы устраиваем с ней арт-хаос: застилаем игровую пластиком и ползаем по огромным ватманам, рисуем руками, ногами кисточками, губками – в общем, по уши в краске. Даже не знаю, для кого это более терапевтическое времяпрепровождение, для нее или для меня.
Мария Анисимова-КарасикАрхитектор, основатель бренда детской мебели PLAYPLY,
мама Марфы, 5 лет и Федора, 2 года
Безусловно, все что делаем мы, родители, накладывает огромный отпечаток на наших детей. Мы долгое время работали дома, и дети все время наблюдали, за тем, что мы делаем. Помимо мебели, муж занимается веб-дизайном и постоянно рисует сложные схемы разработки. Пятилетняя дочь копирует папу, и в ее творчестве часто встречаются странные квадратики и стрелочки. Я архитектор, и Марфа часто рисует причудливые дома волшебной архитектуры. Ну, а мебель дети придумывают постоянно, иногда рисуют даже планировки. Да, думаю, на детей очень влияет то, над чем работаем мы: они много занимаются творчеством, и это получается у них очень здорово. Мы проводим свой день достаточно обычно, утром дети кто в сад, кто с няней, а мы уходим в офис. Но возвращаемся не поздно, поэтому вечерами мы все вместе, гуляем или играем. Но есть дни, которые я могу полностью посвятить детям, и это приятно.
Марфа, 5 лет
Вероника ЛазареваДизайнер, основатель бренда керамики Mateo,
мама Никиты, 24 года, Вари, 16 лет и Матвея, 9 лет
У меня трое детей, и все, конечно, всегда были вовлечены в процесс дизайна. Это неизбежно, ведь когда взрослые чем-то увлекаются, дети начинают увлекаться тем же, рассматривают эту отрасль более внимательно. Когда я только начинала проект Mateo, я часто брала их с собой на работу, и в силу того, что вокруг были тарелки и бокалы, они тоже начинали рисовать тарелки и бокалы. Когда-то мы даже делали вместе совместный проект – у меня до сих пор хранятся эскизы, которые они рисовали, когда были маленькими. Матвей иногда помогает мне и сейчас: он участвовал в создании панно «Крылья», которое мы только что сделали, – все выходные он вырезал крылья из бумаги, помогал с эскизами.
Вообще, я думаю, у всех детей дизайнеров есть общая черта: на многие предметы они смотрят по-другому, пытаюсь понять, как они устроены, понять процесс изнутри. Они более естественно воспринимают тот факт, что все предметы в мире кем-то придуманы, осознают, что человек думал о том, как сделать их именно такими. В позапрошлом году мы на работе делали экскурсию для одноклассников моего младшего сына. Они приходили всем классом, рассматривали наши тарелки, а я рассказывала им дизайн. У детей очень живой ум, и они быстро схватывают информацию, которую ты им даешь, быстро сами делают выводы. Но поскольку дети дизайнеров больше погружены в процесс создания предмета, они воспринимают эти предметы более глубоко, смотрят на них как на результат творческого процесса.
Иногда дети остаются в той же профессии, что и родители, но я, конечно, на этом не настаиваю. Мой старший сын хорошо относится к дизайну, но занимается IT. Все дети у меня хорошо рисуют, но это скорее такой вид досуга, не основная их деятельность, хотя у младшего, например, даже есть собственная коллекция карандашей. Мы часто ходим на выставки искусства, а какие-то проекты реализуем дома. Недавно я проводила такой эксперимент: дала Матвею две книжки – одна про китайский колониальный стиль, а другая про итальянский дизайн интерьеров – и попросила его проанализировать картинки и рассказать мне, в чем разница между этими стилями. Он сформулировал различия очень четко, а все потому, что дети дизайнеров с детства погружены в эту сферу, и им нравится сравнивать, оценивать, делать выводы. Это, конечно, влияет на восприятие и ощущение мира.
Фото на обложке: Kelly Sikkema