Как художнику начать работать с зарубежными галереями
Возможности российского и зарубежного арт-рынков несоизмеримы, поэтому выход на зарубежную арену – это для молодого художника закономерный этап развития собственной карьеры. Мы поговорили с тремя молодыми художниками, которые уже работают с зарубежными галереями, о том, с чего началось это сотрудничество и что нужно предусмотреть, выходя на зарубежный рынок.
Анастасия Копытцева художниксотрудничает с такими зарубежными галереями, как Boccara fine art gallery (Париж), Luna 13 gallery (Мадрид, Лондон), Sylvie Nissen Art Gallery (Канны), Art Show Gallery (Монако), Lock Art Gallery (Майами)
В карьере художника часто наступает момент, когда он понимает, что созрел для сотрудничества с иностранными галереями. Однако успех в своей родной стране не всегда означает, что его работами заинтересуются за границей. На мой взгляд, тут важен не только талант, но и активная жизненная позиция и вовлеченность в международное художественное сообщество.
Как начать работать с зарубежными галереями
Существует несколько способов попасть в иностранную галерею. Первый способ очевиден – сесть и написать большому количеству зарубежных коллег-галеристов. Это достаточно отчаянный шаг, но он работает. Я таким образом попала на выставки в Каннах и Мадриде. Конечно, есть риск, что в результате такой массовой рассылки ваше письмо попадет в спам. Но если оно дойдет до адресата, у вас появится вполне реальный шанс произвести впечатление. Молодые галереи и проекты часто находятся в поиске новых авторов, и если ваши работы интересные, на них обратят внимание. Плюсы подобных рассылок еще и в том, что, возможно, ваши работы и не возьмут на выставку, но у вас останутся хорошие контакты с галереями на будущее.
Анастасия Копытцева на выставке АртМонако
Второй способ – участие в групповых арт-ярмарках (участвовать можно как от какой-либо российской галереи, так и за свой счет). Подобным опытом для меня стала выставка АртМонако, после которой куратор местной галереи предложил мне выставить картины уже у него. Сам по себе процесс попадания на групповую арт-выставку тоже не из легких: несмотря на то, что выставка коммерческая, здесь тоже существует очень жесткий кураторский отбор.
Есть и другие пути, например, международные конкурсы, но к этому способу я не прибегала. Думаю, как и в любом конкурсе, здесь многое зависит от везения, но и ваша настойчивость может повысить шансы на успех.
Основные трудности взаимодействия с иностранными галереями
В чем заключается основная проблема взаимодействия с иностранными галереями, если ты молодой художник и живешь в России? Несмотря на огромное количество современных средств связи, человеческий фактор играет ключевую роль в выставочном бизнесе. Кураторам американских и европейских галерей очень важно прийти в мастерскую художника, посмотреть на него за работой, встретиться за чашечкой кофе или на каком-нибудь культурном мероприятии. То, что художник живет в другой стране, сильно ограничивает общение. Тут я вижу только один путь – снять мастерскую в выбранной стране и приглашать туда как можно больше кураторов.
Удаленные варианты взаимодействия с галереями, как правило, плохо работают. Еще существует вероятность, что куратор сам к вам заедет, если у него есть отчетливый интерес к российскому искусству, или он оказался где-то рядом, но сильно рассчитывать на это не стоит.
Конечно, взаимодействие с иностранными галереями – это большие инвестиции для художника, но со временем они приносят очень хорошие плоды.
Возможности российского и, к примеру, американского арт-рынка просто несоизмеримы. Другое дело, что и конкуренция на американском рынке выше. Если ты живешь в Москве, а хочешь работать с галереей в Нью-Йорке, вас разделяют не только часовые пояса, но и много других факторов, в том числе и менталитет. Зачем искать художников из-за океана, если под боком десятки мастеров, готовых сделать все здесь и сейчас? С менталитетом связан еще один очень интересный момент. Любого художника лучше всего воспринимают там, где он родился. Мне кажется, это связано с тем, что люди имеют схожую систему образов, обусловленную культурой и географическим положением. Поэтому даже на иностранных выставках работы российских художников чаще всего покупают выходцы из СНГ.
В целом, присутствие на международных выставках – это необходимый этап развития художника, который дает возможности и статус, подтверждает, что ваше творчество интересно не только в родном городе, что уважаемые галереи из других стран тоже хотят увидеть ваши работы. Кроме того, художнику не менее важно самому ездить на иностранные ярмарки и быть в курсе того, что происходит в мире современного искусства.
Мария Костарева художникучаствовала в зарубежных выставках: Where we once were someone, Young Space, online (2019), Presence, Curatorial & Co (Сидней, 2018), 30 Under 30, Viridian Artists (Нью-Йорк, 2018), Woolwich Contemporary Print Fair, Royal Arsenal Riverside (Лондон, 2017), Petit: A Group Exhibition of Smaller Art, Emerge Gallery & Art Space (Нью-Йорк, 2016), Paper Works, Upstream Gallery (Нью-Йорк, 2016)
Для меня решение о сотрудничестве с зарубежными галереями не было поворотным, скорее это закономерное стремление к преодолению географических границ. Не вижу смысла заключать свои работы в территориальные рамки. Почти все мои работы имеют связь с конкретным местом или событием, и есть нечто удивительное в том, что картина, изображающая, скажем, выход из метро на станции Войковская, выставляется в галерее в Нью-Йорке.
Есть несколько путей завязать с галереей знакомство, которое может перерасти в полноценное сотрудничество. Я использую оба. Первый способ – участвовать в open call, объявляемых галереями по всему миру. Это возможность показать свои работы куратору и принять участие в групповой выставке. Второй – напрямую написать в галерею и предложить сотрудничество. В обоих случаях сначала лучше провести небольшое исследование, каких художников уже представляет галерея.
Нет смысла предлагать фигуративную живопись галерее, занимающейся концептуальным искусством.
Как выбрать галерею для сотрудничества
Во-первых, конечно, сердцем. Странно выставляться в галерее среди художников, которые вам не нравятся. Можно следить за любимыми художниками в социальных сетях, смотреть, какие галереи их представляют. Так обнаружила, что в Австралии отличная живопись, и сейчас сотрудничаю с сиднейской галереей.
Живопись Марии Костаревой на выставке Presence, Curatorial & Co (Сидней, 2018).
Во-вторых – умом. Выясните, где находится галерея, ориентирована ли она на международный арт-рынок; насколько активно продвигает художников, в том числе в социальных сетях; каких художников представляет (только местных или есть опыт работы с иностранными авторами, релевантен ли их опыт вашему, примерные предпочтения по медиуму, стилистические).
Как написать письмо и что нужно учесть
Никаких архивов. Можно прикрепить к письму несколько фотографий работ и дать ссылку на сайт с более полным портфолио или прикрепить портфолио в формате pdf + заявление художника для понимания общей концепции и тех идей, которые вас интересуют. Для галеристов важно видеть целостность.
После успешного первого шага необходимо обговорить основные формальности:
- кто оплачивает доставку работ на всех этапах (художник → галерея, галерея → покупатель). Сейчас у меня договоренность, по которой я оплачиваю доставку в галерею. Учитывая, что международная доставка, в зависимости от направления и размера работ, может быть недешева, бывает выгоднее отправлять не по одной, а сразу несколько работ.
- проценты от продажи. Обычно галерея запрашивает 30-50%, это нужно учитывать при формировании цен.
Следующий шаг – доставка работ. На этом этапе нужно собрать необходимый пакет документов для отправки картин за границу, хорошо упаковать свои работы и выбрать службу доставки – ориентируясь на стоимость и сроки.
Конечно, выход на международный арт рынок – это большая ответственность. Наладить контакт с галеристом, только переписываясь, может оказаться сложнее, чем при личной встрече. Кроме того, нужно заниматься логистикой, быть немного своим собственным менеджером. Однако и преимущества очевидны – это независимость от местного арт-сообщества, выход на большую аудиторию, возможность участвовать в выставках на другом конце света, работы в проектах дизайнеров по всему миру, частные заказы. И, что, пожалуй, самое важное, – расширение своего собственного взгляда на мир и спектр возможностей, которые он предоставляет.
Виктория Икконен художникучаствовала в зарубежных выставках: START Art fair, галерея Abode, Saatchi gallery (Лондон, 2018), Changes / Constancies P-galleria (Пори, 2017), Contemporary Istanbul art fair BIQ (Стамбул, 2015), Borders and boundaries BIQ, галерея Mixer (Стамбул, 2015), Open studios GlogauAIR (Берлин, 2015), Haihatus International арт- центр Haihatus (Йоутса, 2014), Open studios CanSerrat (Барселона, 2014)
В настоящее время я работаю с британской онлайн-галереей Abode, которая регулярно устраивает выставки на различных площадках. Из последних ярких событий – участие в START art fair в галерее Saatchi в Лондоне. Анна, директор галереи, сама нашла меня и пригласила к сотрудничеству, но до этого у меня уже был опыт работы с иностранными галереями.
В моем случае все началось с участия в краткосрочных программах, которые предлагают зарубежные арт-резиденции. Мне кажется, это один из самых простых способов окунуться в художественную жизнь в выбранном городе или стране и понять, что происходит в этом конкретном месте на локальной арт-сцене. Кроме того, это дает возможность познакомиться с художниками и галеристами, так как часто арт-резиденции устраивают выставки и мероприятия с приглашенными художниками. На этих мероприятиях можно показать свои работы и познакомиться с потенциальной галереей.
На что смотреть при выборе галереи и что учесть
Я думаю, важно увидеть и почувствовать, что это то место, где вам интересно и комфортно работать. Должно совпадать направление, в котором вы работаете и хотите развиваться. И, конечно, очень важно хорошо говорить и писать хотя бы по-английски – это очень важный момент для работы с иностранными галереями. Немаловажно подготовить свое портфолио, CV и примерное описание проекта, если вы сами пишете в галерею с желанием сделать выставку.
Практические вопросы вроде транспортировки работ решаются индивидуально. Здорово, когда их берет на себя галерея, но у меня был опыт и самостоятельной перевозки работ. Например, для участия в Contemporary Istanbul, крупной ярмарке современного искусства в Стамбуле, с галереей Berlin Istanbul Quartier. Мне нужно было самостоятельно подготовить документы для вывоза художественных работ в Министерстве культуры и заранее договориться с авиакомпанией о том, что у меня будет негабаритный багаж, он оплачивался отдельно.
Всегда лучше уточнять таможенные правила ввоза и вывоза художественных работ заранее, чтобы избежать неприятностей во время путешествия.
Другой вариант сотрудничества и организации выставки – это создание работ на месте. Такой опыт был у меня в финской галерее P-galleria в городе Пори, где я представляла персональную выставку о море, сделанную в течение трех месяцев в арт-резиденции RaumArs. В эту галерею я попала на основе открытого конкурса.
Мне кажется, сотрудничество с зарубежными галереями – это невероятно полезный опыт, а общение с зарубежными коллегами – это возможность получить новые знания и расширить горизонт, увидеть разные подходы к работе и, возможно, что-то привнести в свои работы.
На обложке: картины Анастасии Копытцевой на выставке Bubbles в Майами.