Архитектура в кино: Колумбус
Дебютный полный метр корейского обзорщика фильмов «Колумбус» как исследование на тему архитектуры, семьи, дружбы и целительной силы искусства.
«Колумбус» (2017) – первый фильм кинокритика и видео-эссеиста из Сеула, который работает под псевдонимом Когонада. История разворачивается в одноименном американском городке в штате Индиана. Надо сказать, именем Колумба в штатах названы по меньшей мере десяток населенных пунктов, и Колумбус в Индиане вполне мог бы потонуть среди «братьев-близнецов», если бы не одно «но» – модернистская архитектура, которой полон город. При численности населения всего 50 000 жителей, Колумбус – шестой город Америки по важности с точки зрения архитектурного наследия. И в фильме Когонады здания Ээро и Элиэля Саариненов, Юй Мин Пэя и Майрона Голдсмита – это не просто фон повествования, а его полноценные герои, которые возвышаются над живыми персонажами.
Есть старая поговорка: «Писать о музыке — это как танцевать об архитектуре», и в каком-то смысле «Колумбус» – это и есть танец об архитектуре. Герои Когонады не просто спорят, ссорятся и мирятся и разговаривают на фоне зданий а, по сути, «танцуют о модернистской архитектуре» крохотного Коламбуса.
В сюжетном смысле «Колумбус» – это история о взрослении, но не через познание собственной сексуальности, а через интеллектуальный расцвет, который происходит за счет новой дружбе. В центре истории – 20-летняя Кейси (Хейли Лу Ричардсон) и 40-летний Джин (Джон Чо). Кейси выросла в Колумбусе и влюблена в его архитектуру. Она окончила школу два года назад, но все еще не поступила в колледж, потому что вынуждена заботиться о нестабильной матери. Девушка работает в библиотеке, а в свободное время ходит на лекции по архитектуре. Одну из них собирается провести профессор архитектуры модернизма из Южной Кореи. Джин – сын этого профессора. Когда его отцу внезапно стало плохо, он вынужден был приехать из Сеула в Колумбус. Они не общались несколько лет, но Джин едва ли сожалеет об этом. «Кроме тебя у него никого нет», – говорит ему помощница отца. «У него есть его студенты и архитектура», – с выпадом отвечает Джин. Отношения Кейси и Джина развиваются за длинными беседами на фоне монументальных зданий архитекторов-модернистов.
«Для меня очень важно ощущение пространства, – говорит Когонада, – меня трогают не столько истории, сколько места». В «Колумбусе» ощущением пространства наполнена каждая сцена – кажется, эта история (на самом деле, вечная как мир история не только взросления, но и «отцов и детей») могла разворачиваться только здесь. Безупречная память на красивые кадры и большой кинематографический бэкграунд позволяют Когонаде выстроить на просто фильм, а выверенную инженерную конструкции, не хуже зданий модернистов.
О зданиях. За диалогами героев можно рассмотреть, например, северную христианскую церковь (1964), последний архитектурный проект Ээро Сааринена. Удивительное с точки зрения геометрии шестиугольное здание увенчано высоченным шпилем. Прямо под ним, в главном зале храма, находится световой люк, освещающий алтарь. Места для прихожан выстроены по принципу амфитеатра. На 22 года раньше отец Ээро, Элиэль Сааринен (в отличие от Ээро герой фильма Джин не спешит идти по стопам отца), построил в Коламбусе другую церковь – первую христианскую (1942). Кейси обращает внимание Джина на большие просторные входы и крест на фасаде здания. Другие проекты – масштабная резиденция Миллера (проект – Ээро Сааринен, интерьеры – Александр Жирар, сад – Дэн Кили) с плоской крышей и панорамными окнами и первый в Америке одноэтажный банк – до этого их строили исключительно в небоскребах. В хорошем смысле вялотекущая картина позволяет наслаждаться видами всех этих изумительных зданий, практически не отвлекаясь от сюжета – одно удовольствие.