Blank Architects: опыт создания мебельного бренда в России
Работая над проектами общественных пространств в России и Европе, архитектурное бюро Blank Architects столкнулось с нехваткой объектов предметного дизайна, которые бы отвечали всем требованиям к функции и эстетике. В 2021 году студия решила запустить бренд мебели – CORE Objects, в первую линейку продуктов вошли малые архитектурные формы: от мебельных групп и кашпо для цветов до контейнеров для мусора и настенных крючков.
Елена Пругова, руководитель департамента предметного дизайна в CORE Objects, поделилась опытом создания мебельного бренда и рассказала о мировых трендах в этой области.
Развитие направления предметного дизайна для нас довольно логично. Blank Architects часто проектировали мебель по индивидуальному заказу для общественных пространств. Накопились опыт и идеи, мы чувствовали рынок и понимали, что его потенциал в России растет с каждым годом.
В общих чертах предметный дизайнер работает над проектом по тем же принципам, что и архитектор. Мы шли от задачи. Например, как зарядить телефон в аэропорту, лобби жилого комплекса или кафе, не используя розетки и провод. Мы придумали решение: встраивать беспроводные зарядки в каркас мебели, чтобы это было практично и эстетично. Сейчас у нас есть серия мебели, где достаточно положить телефон на деревянное основание, и он начнет заряжаться.
Функция
При проектировании мебели мы отталкиваемся от функционала, мы хотим, чтобы мебель была не только красивой, но и отвечала потребностям современного человека. Металлические столики с USB-выходами, диван с беспроводными зарядками – эти предметы представляют единство формы и функции.
Дизайн
Простые лаконичные формы – это тренд в современном предметном дизайне. Простая форма притягивает взгляд, человек смотрит на нее как на арт-объект, где все продумано до мелочей: расстояние между элементами, сочетание текстур, узлы, игра света и тени – изменение восприятия формы в зависимости от угла освещения, – все эти приемы мы применяем при создании предмета мебели.
Производство
Все предметы CORE Objects производятся в России. Так очень удобно контролировать процесс и осуществлять авторский надзор.
Поиск партнеров-производителей был довольно трудным, мы несколько раз меняли наши подходы, но в итоге пришли к варианту, который полностью нас устраивает.
Изначально мы хотели работать с одним крупным партнером – многопрофильной фабрикой, которая бы делала и мягкую мебель, и корпусную, и металлические элементы. Но скоро стало очевидно, что универсального производителя, который одинаково хорошо работает со всем спектром материалов и делает штучный товар по приемлемой цене, не существует. Тогда мы решили посмотреть на крупных производителей с учетом их специализации. Этот подход тоже оказался не самым удачным: крупные фабрики делают большой тираж, который нужно где-то хранить. Заказать образец изделия с возможностью его корректировки в процессе производства, искать оптимальную технологию оказалось невозможным.
Тогда было принято решение изучить мастерские среднего размера. Мы определили для себя три самых важных критерия. Первая группа критериев – качество предметов, портфолио, репутация на рынке, сроки производства. Вторая – стоимость и ценообразование. Третий критерий был довольно субъективным, но не менее существенным, чем предыдущие два. Нам было важно, чтобы вкус производителя совпадал с нашим, чтобы он разделял наши ценности, придавал значение каждой детали, даже «невидимой» для пользователя.
В результате мы сотрудничаем с тремя производственными компаниями (одна в основном специализируется на работе с деревом, другая – с металлом, третья – на мягкой мебели).
Материалы
На первое место в производстве мебели мы ставим экологичность и качественные материалы: массив дуба, нержавеющая сталь, износостойкий текстиль. Выбор надежных материалов позволяет нам поддерживать осознанный подход к покупке: вещь не только должна подходить интерьеру или экстерьеру, но и быть долговечной.
Продавать предметы CORE Objects планируется как в России, так и в Европе, где требования к экологичности достаточно велики.
Тренды
Международный рынок предметного дизайна – огромная ниша, я бы выделила пять главных трендов.
- Вне моды. Предметы со «сроком годности» больше не актуальны: растет популярность мебели, которая может передаваться из поколения в поколение. Отсюда – интерес к винтажным вещам с историей.
- Модульная мебель. Это, прежде всего, удобство для пользователя, возможность интегрировать предмет в любое пространство. Сегодня в интерьерах востребованы модульные диваны, стеллажи, полки и пуфы, которые легко комбинировать.
- Натуральные материалы. Этот тренд сохраняет свою актуальность уже многие годы: человеку комфортно находиться на природе, и в окружении натуральных материалов он легче расслабляется.
- «Космические» предметы мебели, неоновые цвета и фактуры. Интерьеры из будущего снова в тренде как в общественных, так и в жилых пространствах.
- Инновационность. Например, дизайнеры создают мебель из биопластика, который синтезируется из водорослей; мебель из спрессованной земли или хвойных иголок и переработанных полимерных материалов. Осознанность потребления и забота об окружающей среде – важные аспекты современного дизайна.