Общественные пространства в контексте городской среды: о чем говорили на Архитектурной биеннале 2024
С 27 ноября по 1 декабря в в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге прошла 9-я архитектурная биеннале, организованная Объединением архитектурных мастерских. Помимо масштабной выставки проектов, одним из хайлайтов события стала образовательная программа с лекциями ведущих представителей индустрии и дискуссиями на актуальные и волнующие темы. Публикуем конспект одного из паблик-токов, посвященного развитию среды и общественным пространствам в историческом и архитектурном контексте города.
Любовь Леонтьева, архитектор и руководитель бюро ludi architects: Общественные пространства играют важную роль в нашей жизни — мы находимся в них практически каждый день. В первую очередь, продуманное общественное пространство должно быть доступным. Кроме того, для команды нашего бюро важны его идентичность и уникальность, — тогда люди о нем узнают и захотят туда прийти. Идентичность может опираться на особенности истории и географии места, то есть на локальный контекст.
Благодаря такому подходу общественное пространство становится не просто новой точкой на карте, а импульсом к изменениям и развитию среды вокруг.
Например, в рамках реконструкции Республиканской детской библиотеки в Ташкенте нам удалось превратить ее в полноценную городскую гостиную. Помимо обновления внутреннего пространства, мы также занимались благоустройством прилегающей территории. Этот проект задал вектор развития библиотек по всей стране.
Всеволод Яковлев, архитектор, основатель и руководитель мастерской «ПРОКСИМА»: Общественные пространства начали появляться, когда люди перестали жить по отдельности и перебрались в города. В городе у людей есть улицы, по которым они так или иначе ходят вместе. Есть места, где они проводят время вместе. Вместе — это ключевой момент.
Общественные пространства неразрывно связаны и с архитектурой, и с экономикой. В проектах редевелопмента мы стремимся найти баланс между коммерческой выгодой, которая важна заказчику, и привлекательностью локации для местных жителей.
Тобиас Вильена де Мораес, руководитель исследовательского отдела центра искусств Музея Лазара Сегала (Бразилия, Сан-Паулу): Из-за климатических условий в Бразилии есть много открытых общественных пространств: например, в нашем музее эту роль выполняет сад. В то же время это не просто музейное пространство: здесь проходят мастер-классы и другие мероприятия; открыты библиотека и кинотеатр, куда приходят люди со всего района. Когда-то здание было домом художника, а сейчас стало домом для всех, кто интересуется искусством, и точкой притяжения для местных жителей.
Дарья Мирошниченко, архитектор и руководитель бюро Klauzura: Часто заказчики обращаются к нам вообще без технического задания, не зная, как они хотят использовать территорию. Тогда мы с командой разрабатываем сценарий использования пространства, проводим аналитику и исследования, продумываем разные возможные функции. Для нас тоже важна идентичность — мы называем это «дух места». Еще один ключевой фактор хорошего общественного пространства — это комьюнити. Один резидент может «притянуть» других.
Полина Рашкина (Бондарева), искусствовед, основатель и директор школы masters: Сегодня архитектурные мастерские — это создатели полноценной коммуникационной стратегии места. Они вносят свои коррективы в задумку заказчика и задают вектор развития общественных пространств.
Анастасия Баранова, руководитель и управляющий Wynwood Hotel и Hideout residence: Отель в нашем понимании включает в себя множество функций. Именно отель передает ДНК города — даже приехав на сутки, гость может понять, о чем «говорит» город.
На мой взгляд, отель должен выходить за рамки привычного, чтобы передавать определенный смысл гостю и чтобы этот смысл не был надуманным.
Любовь Леонтьева: Сегодня архитектор не просто проектирует пространство. Во много потому, что сам заказчик не всегда понимает, чего хочет. И у нас, как у профессионалов, есть уникальная возможность показать возможный сценарий развития еще до расчета экономики проекта. Так, в последних реализованных проектах мы выполняли роль продуктологов. Опираясь на наш опыт и ощущения от места, мы разрабатывали продуктовую концепцию.
Всеволод Яковлев: Город — это постоянно развивающаяся структура. В последнее время мы видим, что запросы общества меняются. Три-четыре года назад существовал тренд на музеи: любая уважающая себя организация считала, что у нее должен быть музей. Сейчас мы уходим в сторону максимально трансформируемых пространств. В целом, общественное пространство должно быть организовано архитектором таким образом, чтобы в нем могли проходить события разных форматов; чтобы оно вмещало в себя сразу несколько функций. Но и совмещать чрезмерный функционал в одном проекте — это тоже неправильно.
Тобиас Вильена де Мораес: Основной упор в общественных пространствах в Бразилии сейчас делается на свободном доступе — к мероприятиям, а значит, и к полезной информации. В случае нашего музея это и возможность изучать книги из всех мировых библиотек, и открытые чтения.
Анастасия Баранова: На мой взгляд, городу не хватает пространств, которые развивают вкус и чувство прекрасного у посетителей, а также транслируют новые смыслы и продуманную эстетику.
Любовь Леонтьева: Важно, чтобы появлялось больше общественных пространств не только в центре города, но и на его периферии. Необходимо создавать не менее привлекательные кластеры со своей идентичностью и выявленной функцией в отдаленных районах.
Все фотографии предоставлены пресс-службой Архитектурной биеннале.