Александра Калошина: «Текстильный дизайн — это промышленный дизайн. Мы думаем полками магазина одежды и километрами ткани»
Группа компаний Solstudio Textile Group, которой руководит Александра Калошина, в течение многих лет не теряет лидирующих позиций в сфере текстильного дизайна. Сегодня ее команда развивает сразу несколько направлений, в том числе бренд одежды и аксессуаров, платформу печати на ткани и конкурс для перспективных дизайнеров и художников. Узнали у Александры, как представить свой стенд на ведущей мировой выставке, какими навыками должны обладать специалисты индустрии и как создаются трендовые принты.
Студия текстильного дизайна Solstudio Textile Design была создана 7 лет назад. Проект стал продолжением компании Solstudio, которая более двадцати лет занималась продажей текстиля люксового сегмента, а также пошивом одежды. Будучи продавцами тканей, мы много лет работали на парижской выставке Première Vision на стенде наших зарубежных партнеров. Это сформировало представление о том, как движется рынок моды, какие процессы им управляют, как привлечь зарубежного клиента и, самое главное, как устроена система продаж.
Нам хотелось не продавать чужую ткань, а производить свою.
Ресурсов у компании было немного, поэтому мы рассчитали наступательную стратегию на несколько лет: ее основным драйвером должна была стать именно студия. Так мы развили свою аналитику в области текстильного дизайна, вышли на Première Vision с собственным стендом и начали вкладывать заработанные деньги в участие в текстильных выставках по всему миру — в Нью-Йорке, Шанхае, Мюнхене.
Выставка Première Vision
На Première Vision мы участвуем с момента основания студии, и постепенно эта выставка стала для нас главной. Здесь можно увидеть весь мир и поработать с клиентами из разных уголков планеты, от Шри-Ланки до Австралии, пообщаться с коллегами из сильнейших студий Европы. Отправляя работы из сезона в сезон экспертам выставки, мы проверяем свой уровень при помощи специальной комиссии Première Vision, которая выбирает рисунки на стенд тенденций. У нас образовалось блестящее портфолио из таких рисунков, ставших мировыми трендами. Один из самых запоминающихся сезонов случился в 2016 году, когда наш рисунок стал победителем конкурса Première Vision и был нанесен на всю продукцию выставки.В начале февраля этого года, после перерыва на пандемию, во время которой мы вместе с выставкой перешли в онлайн-формат, студия снова открыла стенд. К нам вернулись старые клиенты, с которыми мы были всегда в контакте, пришли новые из Англии и Германии. Мы показали 200 текстильных рисунков сезона весна-лето 2024. Шесть рисунков студии были отобраны на стенд тенденций. Пока готовилось это интервью, мы получили рассылку для всех участников и посетителей выставки с официальным каталогом, в котором размещен еще один наш дизайн.
Première Vision всегда отличалась тем, что самые сильные европейские компании показывают на ней свои последние разработки. Мы увидели шелк с ДНК паука, кожу из мицелия грибов и ананаса, ткани из пищевых отходов. Для нас это не новинка, мы делали обзоры этих компаний еще два года назад. Нового пока ничего не возникло, но произошел скачок технологий из экспериментальной стадии в промышленную: стартапы вышли на выставку как рядовые компании — это главное отличие сезона от всех остальных. Также мы увидели серьезный уход текстильных рисунков, ткани, аксессуаров для одежды в премиальный сегмент и то, что количество потребляемого рисунка растет.
Сезоны становятся все ярче — это ответ и на пандемию, и на кризис, который переживает весь мир.
Создание коллекции принтов в нашей компании всегда начинается с аналитики, которая превращается в две гигантские стены-мудборды в нашем офисе. Первая — это стилистический и тематический мудборд, вторая — разработки и поиски цвета. Именно по ним распределяются темы для работы художников. Текстильный дизайн — это и промышленный дизайн, поэтому мы думаем полками магазина одежды и километрами ткани.
За прошлый год мы потеряли большинство европейских покупателей, но смогли переориентироваться на восточный рынок и Россию. К тому же растут два наших собственных подразделения: бренд одежды и фабрика цифровой печати на ткани, которые мы тоже обслуживаем.
Бренд Radical Chic еще год назад запланировал развивать не только коллекции аксессуаров и платков, но и выпускать линии одежды, использующие яркие принты. Работы над принтом для платка могут продолжаться до шести месяцев — особенно долго принимаются решения по цвету. Очень часто платочный принт используется и в одежде тоже: это нравится покупателям. За семь лет работы у бренда образовалась своя аудитория ценителей и даже коллекционеров, платки находятся во многих российских музеях.
Бренд точно имеет российские исторические корни, это видно и в линиях рисунков, и в сочетаниях цветов.
Мы находимся на стыке восточной и западной культур, и это географическое положение отражается в системе мышления художников независимо от возраста. Это происходит неосознанно — мы перерабатываем элементы существующей культуры и создаем что-то новое.
Уровень подготовки художников у нас в стране очень высокий. В техническом аспекте с нами трудно сравниться зарубежным коллегам: большую роль играет одна из самых сильных фундаментальных школ рисования, но вот дальше начинаются проблемы. Текстильный дизайн в его современном виде практически некому преподавать, даются только базовые знания. Это направление сейчас требует глубокого погружения в новые компьютерные программы и аналитику; понимания трендов текущих сезонов. Должна формироваться определенная система работы с цветом и умение думать о готовой одежде. Также необходимо хорошее знание материаловедения и современных способов нанесения цвета на рисунок.
Когда мы создавали фабрику цифровой печати на ткани, то уже тогда хотели дать возможность каждому художнику в стране продать свой рисунок или напечатать ткань. В конце прошлого года эта идея стала реальностью: появился портал Print-a-Porter. Он объединяет художников и производителей ткани, одежды, аксессуаров. Мы производим ткань на цифровых печатных машинах: это дает возможность даже частным лицам напечатать ткань размером от 50 сантиметров, выбирая из более чем 20 000 комбинаций вариантов ткани и рисунка. Тем самым расширяется возможность продажи рисунков для художников.
Платформа быстрой печати на ткани Print-a-Porter
Одна из главных социальных задач нашего конкурса Textile Design Talents — развитие текстильного дизайна. Он ведет вперед текстильную промышленность — отрасль, в которой мы работаем. Организовав проект в 2017 году, мы хотели привлечь внимание текстильных художников страны и всех, кто занимается рисунком на ткани, к тому, что эта отрасль развивается по новым современным критериям в соответствии с меняющимися технологиями. Наше движение дало совершенно неожиданный результат: так как студия известна за рубежом, конкурс сразу же стал международным. Список стран ежегодно пополнялся: наряду с европейскими участниками к конкурсу присоединились авторы из Южной Кореи, Сингапура, Индии, Колумбии, Бразилии, США.
Хотя в этом году количество стран сократилось, это никак не сказалось на качестве работ.
Студия ведет конкурс на свои средства и силами сотрудников. Это большая работа, но мы видим, как от сезона к сезону растет профессионализм участников, сколько художников благодаря конкурсу находят работу, как важно им в открытом доступе посмотреть на работы коллег. Считаем, что это важная миссия, формирующая целое поколение профессионалов.
Все фотографии предоставлены Александрой Калошиной.