Том Диксон: большая миссия дизайнера-самоучки
Том Диксон – один из самых успешных английских дизайнеров современности – никогда не учился дизайну в учебных заведениях. Он считает, что именно отсутствие специального образования позволяет ему смело экспериментировать, не ограничивая себя рамками классического представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом дизайне.
Том родился в 1959 году в тунисском городе Сфакс, жил с семьей в Египте и Марокко, но большую часть детства провел в Лондоне. Здесь он учился живописи в школе искусств, но в 1980 году выбыл из нее из-за мотоциклетной аварии. Благодаря увлечению мотоциклом он не стал и музыкантом: Том играл на бас-гитаре в группе Funkapolitan, но в аварии сломал руку, и ему пришлось отказаться от музыкальной карьеры.
Однако не зря говорят: когда закрывается одна дверь, открывается другая. Пытаясь починить мотоцикл, Том взял у приятеля урок сварки и так проникся ее способностью влиять на металл, что именно сварка предопределила его дальнейшую блистательную карьеру дизайнера.
Это была стихия: Том с упоением рассматривал через маску раскаленные нити и с энтузиазмом копался в грудах металлолома. Извлекая на свет ржавые колесные диски, арматуру и прочие металлические останки, он создавал из них предметы мебели без предварительных эскизов, по образам, родившимся в момент поиска.
В середине 80-х Диксон открыл собственную мастерскую, где продолжил экспериментировать с материалами, выпуская очень маленькими тиражами светильники и предметы мебели. Ему нравилось создавать вещи своими руками, ощущая податливость материалов и свое влияние на них.
Несмотря на то, что музыкальная карьера Тома завершилась не лучшим образом, она ему очень помогла. Диксон продолжал вращаться в клубных кругах, , где заводил знакомства с дизайнерами, музыкальными продюсерами и стилистами, которым были нужны его услуги вроде оформления витрин и изготовления съемочного реквизита. Но главное – музыкальная индустрия научила его хорошему самопиару.
Том демонстрировал свою продукцию на выставках в Лондоне, Париже и Милане и привлек к своим работам внимание прославленного итальянского дизайнера Джулио Каппеллини, что смело можно назвать золотым билетом в мир мебельного дизайна. В 1987 году Том создал необычный скульптурный стул S-Chair, который позволил дизайнеру совершить прыжок от небольшого собственного производства до люксовой итальянской индустрии.
Но настоящую известность Том Диксон обрел после того, как создал Jack - многофункциональный светильник из пигментированного полиэтилена. Jack стал первым предметом, выпущенным новой компанией Диксона Eurolounge.. В 1998 году Том был назначен арт-директором Habitat, компании, оказывавшей в ту пору немалое влияние на английский дизайн. В 2001 Том стал ее креативным директором, в 2002 основал собственный бренд Tom Dixon, а в 2004 дизайнера пригласили стать арт-директором крупного финского мебельного производителя Artek.
Таким образом, в начале 2000-х Тому удавалось одновременно занимать серьезные посты в крупных компаниях и запускать дизайнерские проекты под собственным брендом. Под ним он, в частности, создал культовые светильники Mirror Ball, Copper Shade и Beat Light, кресло Wingback и Fan Сhair. Сейчас изделия компании Tom Dixon можно приобрести в магазинах в 65 странах мира, а также он-лайн.
В 2007 году Диксон открыл Design Research Studio – подразделение Tom Dixon, специализирующееся на интерьерном и архитектурном дизайне. За время своего существования студия реализовала ряд выдающихся дизайн-проектов ресторанов, отелей и шоу-румов, в числе которых ресторан в Лондонской Королевской Академии художеств, ресторан Barbecoa известного британского шеф-повара Джейми Оливера, элитные пентхаусы Metropolitan Wharf London, шоу-рум Lumini и отель Mondrian.
Чтобы быть уверенным, что он не повторяет то, что уже существует, Том тщательно исследует возможности материалов, новые промышленные технологии и потенциал их взаимодействия. Значительную часть времени Том тратит на размышления о том, как создать что-то достаточно долговечное и неустаревающее как в отношении прочности, так и людской любви. Он старается создавать такие объекты, которые не захочется отправить в утиль после пары сезонов из-за смены тенденций.
В беседах Том признается, что сам не уверен в том, что он настоящий дизайнер, но это для него, скорее, плюс, а не минус: “Мне нравится относиться к дизайну как к хобби: так я могу им по-настоящему наслаждаться. Иногда я беспокоюсь о том, что становлюсь «чересчур» дизайнером:, тогда я уже не могу играть, как ребенок, и все время пробовать новое. Очень опасно быть экспертом в чем-то, потому что, когда ты знаешь, как сделать все правильно, у тебя не остается пространства для маневра”.
Однако при всей легкости своего подхода к творческому процессу, Диксон поставил перед собой совсем недетскую цель: оживить британский дизайн. Диксон считает, что британцы не привнесли в мебельный дизайн ничего кардинально нового со времен Уильяма Морриса, то есть с позапрошлого века. Поэтому Том решил взвалить на себя нелегкую задачу по переосмыслению британских традиций и осовремениванию британского мебельного дизайна. Миссия Тома Диксона – вписать британский дизайн в глобальный контекст, сохранив, при этом, его национальные и исторические особенности.