Минималистичная геометрия Сабин Марселис
Сабин Марселис довольно быстро из восходящей звезды превратилась в популярного и глобально важного дизайнера. Марселис много работает в жанре инсталляции и представлена галереями, но не считает себя художником. Созданные ей объекты часто вдохновлены возможностями материала, стереотипами и гипотезами, и строго ограничены в составляющих элементах.
Голландка с французскими корнями, Сабин в 10 лет вместе с родителями мигрировала из Голландии в Новую Зеландию, и потом уже в сознательные 22 вернулась обратно и обосновалась в Роттердаме. Отец был инженером, а мать логопедом — «Естественно, мы с сестрой стали дизайнерами!» — шутит Марселис. Отец научил девочек обращаться с техникой, объяснял, как что устроено, как что работает, поощрял творческий подход, даже довольно настойчиво: например, купленные подарки в семье не разрешались, только самодельные. В дизайн девушка пошла по стопам своей старшей сестры, уже в зрелом возрасте, после окончания школы, поездив по миру и поискав себя. Страсть к путешествиям, даже некоторая неусидчивость, послужила причиной смены ВУЗа: после двух лет в Университете Виктории в Веллингтоне Сабин перевелась в Академию Дизайна в Эйндховене и окончила образование уже в родной Голландии.
В каком-то смысле, я считаю, что взяла лучшее от двух разных миров: технические и практические знания о промышленном дизайне [в Новой Зеландии] и концептуальный и независимый подход к работе, который близок выпускникам Академии Дизайна.
Сабин отмечает, что большой плюс учебы в Академии — окружение, талантливые дизайнеры, которые съезжаются сюда учиться с разных концов света. Сегодня ее однокурсники работают по всему миру, могут помочь с проектом и проконсультировать в своей области или подсказать подрядчика.
Среди вдохновителей Марселис называет художников Томаса Полсена и Джеймса Таррелла.
Световые скульптуры из серии ‘Dawn’Light
Метод
Сабин не злоупотребляет декоративностью, ее работы легко вычислить по минималистичной геометрии. Простые формы, не отвлекающие от материальности объекта, от его функции — каждый элемент должен быть на своем месте. Дизайнер отмечает, что все вдохновение находит в реальной жизни, в путешествиях, на фабриках и в ремесленных мастерских. Дизайн начинает обретать форму, когда появляется предмет интереса — часто им выступает какой-то материал, технология или ожидаемый эффект.
Лампы из коллекции Voie Lights, 2015
У Марселис особенные отношения с неоном: «Это свет, у которого есть своя собственная форма — не просто источник света, который обычно прячут, а скорее, что-то, что может быть выставлено напоказ в своем великолепии». Ей также нравится изучать LED-технологии, но пока они кажутся менее завершенными с точки зрения эстетики, как следствие, менее функциональными и пригодными для экспериментов.
Я постоянно ощущаю себя недостаточно квалифицированной. Я могу предложить проект, не имея ни малейшего понятия, как его потом воплощать.
Например, проект «Shapes of the Water» для Fendi в 2018 случился именно так — бренд согласился на амбициозное и завораживающее предложение сделать серию медитативных фонтанов для ярмарки Design Miami. Десять водных скульптур из литой смолы в теплых тонах на цоколе из травертина — того же камня, который находится в Palazzo della Civiltà Italiana, штаб-квартире FENDI с 2015 года — воспевают воду, как главный элемент и символ всего живого. В скульптурах отражены все знаковые для бренда символы: элементы архитектуры исторической штаб-квартиры бренда, самый легендарный объект (сумка Peekaboo) и логотип Fendi, придуманный в 1965 году Карлом Лагерфельдом.
Инсталляция The Shapes of Water / FENDI Fountains, 2018
Воплощение самых безумных идей в самые безумные сроки становится возможным исключительно благодаря тому профессиональному комьюнити, которое сложилось сегодня в Роттердаме — уверена Марселис. Успех часто зависит от командной работы, поэтому важно найти таких подрядчиков, которые были бы так же сильно заинтересованы в результате. «Здесь царит предпринимательская атмосфера», — поясняет Сабин. — «Люди берут на себя ответственность, и ничего не боятся. В каком-то смысле, нам всем нечего терять». В 2012 году, после окончания учебы в Эйндховене, Марселис получила бюджетное жилье за 150 евро в месяц по программе анти-сквот — это было важно для молодого дизайнера, потому что денег решительно не было, но зато была свобода какое-то время поэкспериментировать для себя, не наступая себе на горло, не подстраиваясь под бренды или заказчиков.
Голландский павильон для Каннского кинофестиваля, 2017
Именно это позволило Сабин обрести собственный стиль и язык выражения идей, а впоследствии — и крупных заказчиков, которые лояльно эти идеи принимают. Если раньше дизайнеру казалось, что работа с брендами предполагает компромисс, то сегодня Сабин отмечает, что такие проекты часто бывают даже интереснее, чем самостоятельная практика. Среди коммерческих коллабораций Сабин Марселиз — витрины для Céline и Isabel Marant, интерьер флагманского магазина ювелирного дома Repossi в Париже, неоновый фонтан для Aesop в Милане, инсталляции для Burberry, Fendi и Alcantara.
Инсталляция Alcantara in the Tapestry Rooms в Palazzo Reale, 2019
Сабин не воспринимает свою профессию, как работу в буквальном смысле слова; даже если у дизайнера выходной, она продолжает размышлять о новых проектах: «Моя позиция супер-привилегированная, я абсолютно влюблена в то, чем занимаюсь, даже представить себе не могу, как это — заниматься чем-то другим».
Проекты
No Fear of Glass. 2020
В рамках авторской выставки в культовом павильоне «Барселона» Сабин задалась целью исследовать возможности стекла, расширить границы его использования и подразнить архитектора павильона Миса ван дер Роэ, которому была поставлена задача «не переборщить со стеклом». Шезлонги состоят из изогнутых стеклянных листов, закрепленных в основание из травертина.
Totem Lights. 2018
Продолжение знаменитого исследования о взаимодействии света и литой смолы. Новая серия состоит из нескольких уложенных друг на друга объемов полупрозрачной смолы, слегка повернутых по центральной оси. Вырезанные проемы, в которые вставлен неоновый свет, обеспечивают многогранную игру между скрученными плоскостями полированной смолы, отблесками и отражениями.
Equals Series. 2017
Основание из литой пластмассы отвечает за устойчивость, в то же время, тонкий металлический лист, словно левитирующий в воздухе, — используется, как поверхность кресла. Контраст материалов усиливает противопоставление и визуальный дисбаланс.
Seeing Glass. 2015
Серия зеркал, появившаяся в результате исследования поверхности и оптических свойств стекла — с разных точек зеркала позволяют увидеть разное отражение, играя с глубиной визуального восприятия.
Candy Cubes. 2014
Первые эксперименты Сабин с разноцветными синтетическими смолами закончились созданием цветных кубов Candy Cubes. Литые кубы, похожие на карамельки, демонстрируют любимое свойство материалов для Марселис — жидкий материал становится твёрдым, но сохраняет визуальную текучесть. Свойства литой смолы придают этим многофункциональным объектам волшебный эффект.
Где купить:
Etage Projects, Copenhagen DK Gallery Bensimon, Paris FR Mint Gallery, London UK Side Gallery, Barcelona SP Victor Hunt Gallery, Brussels BE