Странствующие идеи Паолы Навоне
Уметь смотреть на старое новым незамыленным взглядом – это, пожалуй, одно из самых полезных для дизайнера качеств, и Паола Навоне владеет им в совершенстве. Она проектирует смешную мебель для Cappellini, придумывает узнаваемый текстиль для Dominique Kieffer и тарелки из литого стекла для Serax, и каждый раз выходит по-новому оригинально. Для производителей «Паола Навоне» звучит как заклинание – коммерческий успех продукции, отмеченной именем дизайнера, гарантирован.
Паола Навоне родилась в Турине в 1950 году. В 1973 году она получила диплом архитектора в местном Политехническом университете и почти сразу перебралась в Милан, европейскую столицу дизайна. Здесь молодая и амбициозная Навоне предсказуемо сдружилась с постмодернистами Алессандро Мендини, Этторе Сотсассом и Андреа Бранци – основателями весьма радикальной тогда группы «Алхимия». Сотрудничество с одним из наиболее прогрессивных объединений итальянских дизайнеров во многом предопределило становление Навоне как прямолинейной авангардистки с маниакальной страстью смешивать самые, казалось бы, несочетаемые вещи: мусор с бриллиантами, старое и новое, полярные материалы, принты и фактуры.
Текстиль Паолы Навоне для Dominique Kieffer, коллекция 2014-2015.
В то же время Навоне получает первый заказ на разработку серии мебели сначала для компании Knoll International, потом – предметов для Alessi и, наконец, Cappellini. Коллекция Моndo для Сappellini, стала своего рода концептуальным прорывом и буквально перевернула рынок итальянского дизайна 1980-х годов с ног на голову.
Итальянский дизайн в 1980-е годы был очень правильным и строгим.
В двух словах его можно описать как «диван из черной кожи со структурой из стали». У меня тогда возникла идея разрабатывать мебельный дизайн с таким подходом, который обычно используется в дизайне одежды: каждый год создавать целую коллекцию, а не только один диван и одно кресло, и ежегодно кардинально менять стиль коллекции.
Это было началом революции – предложения ведущих мебельных фабрик стали поступать одно за другим: к Навоне обращались, когда хотели создать что-то принципиально новое, и каждый раз результат был ошеломительным.
Паола Навоне представляет коллекцию мебели Panda для Cappellini. Рядом – отец фабрики, Джулио Каппеллини, 2015 год.
Примерно в то же время Навоне получает возможность познакомиться с Юго-Восточной Азией. Она консультирует компании и правительственные агентства Филиппин, Индонезии, Малайзии и Таиланда, и параллельно знакомится с местными ремеслами. Филиппинское плетение, тайская бумага, новозеландская шерсть и индонезийский текстиль навсегда очаровывают Навоне. В Европу Навоне возвращается полная вдохновения и сил: умение комбинировать рукотворное плетение с производственным пластиком, ротан с медью, а оленью кожу с алюминием и сталью формируется в уникальный творческий прием. Позднее Навоне объявят основательницей этностиля, но сама она не спешит выделять только один стиль.
Мир так разнообразен, в нем столько стилистических направлений – мне все нравится!
В начале 1990-х Навоне получает предложение стать арт-директором Gervasoni. Восхищенная тем фактом, что фабрика использует одну и ту же технологию производства из натуральных материалов – кожи, ротанга и водорослей – вот уже на протяжении ста лет, дизайнер соглашается. Сотрудничество, давно переросшее в тесную дружбу, продолжается до сих пор – под руководством Навоне мебель Gervasoni стала узнаваемой во всем мире, а сама фабрика, некогда оплот традиционных ремесел, стала полигоном для реализации самых неожиданных идей.
Мебель из новой коллекции Gervasoni. Делать мебель с текстильными обивками компания начала под руководством Паолы Навоне.
Должность арт-директора Навоне на протяжении многих лет успешно совмещала с работой архитектора, дизайнера, декоратора, преподавателя, консультанта и организатора профессиональных выставок и мероприятий по всему миру. Одна из заметных работ этого года – выставка в рамках Миланской недели дизайна, организованная совместно с брендом Abet Laminati. Для Навоне это, своего рода, возвращение к истокам – на стендах экспозиции она собрала знаковые объекты, рисунки и вещи 1980-х годов, плоды работы студии «Алхимия» и группы «Мемфис».
Паола Навоне признается, что черпает свои идеи в путешествиях по всему миру – вдохновить ее может все, что угодно, и нам остается только гадать, чем дизайнер удивит в следующий раз.