Северный дизайн: пять дизайнеров Исландии по итогам DesignMarch
В Исландии живет чуть больше трехсот тысяч человек, и большинство из них – в Рейкьявике. Суровый, но прекрасный пейзаж острова это для местных ремесленников нескончаемый источник вдохновения. Возможно поэтому исландцы так редко бросают свой ледяной край и даже если уезжают учиться в другие страны, практически всегда возвращаются назад, к себе на родину. Ежегодно в марте в Исландии проходит важный фестиваль DesignMarch, где свои предметы презентуют главные дизайнеры и художники страны. Мы выбрали из них пять, к которым точно стоит присмотреться.
Анита Хирлекар
У дизайнера одежды и текстиля Аниты Хирлекар есть студия в Рейкьявике, а свои коллекции она продает в AM Concept Space, небольшом магазине, который делит с Magnea, еще одним местным брендом. В 2014 году Хирлекар окончила лондонский колледж Сент-Мартинс: она была в числе последних студентов, которым преподавала профессор моды Луиз Уилсон, женщина, без которой не получилось бы ни Александра Маккуина, ни Кристофера Кейна, ни Стеллы Маккартни. С дипломом в руках Хирлекар вернулась на родину. Сейчас дизайнер работает преимущественно с войлоком и текстилем ручной работы. Анита говорит, что любовь к ремеслам у нее с детства. 18% населения Исландии – это ремесленники, поэтому ремесленнические традиции в стране очень сильные. С яркими расцветками и вышивкой, которые сегодня украшают ее платья, дизайнер начала экспериментировать еще в период учебы в Сент-Мартинс. Она говорит, что ее одежда – это способ самовыражения для личности, «это одежда, которую носите вы, а не та, которая носит вас, по существу, затмевая вашу сущность».
Ханна Дис Уайтхед
Междисциплинарный дизайнер Ханна Дис Уайтхед – выпускница Академии дизайна в Эйндховене. Она окончила ее в 2011 году и теперь работает в студии в отдаленном районе Скаафтафедль на юго-востоке Исландии. «Мне здесь нравится, – говорит девушка, – изоляция это хорошая среда для работы, к тому же, хотя Рейкьявик и находится в 500 км, я доезжаю туда всего за 50 минут». Недавняя выставка скульптурных ювелирных изделий «Illikambur» – совместный проект Уайтхед и местного фэшн-бренда Milla Snorrason. Проект назвали в честь крутого холма в горах Лонсёрефи. Липарит, вулканическая горная порода, окрасил его в красно-охристый, и Уайтхед использовала эту палитру при создании своих работ – из пластика, дерева, керамики и металлической проволоки. На другой выставке, «Another Dialog», она презентовала серию керамических предметов без конкретной функции – зритель должен сам найти им применение в повседневной жизни. Диалог между дизайнером и зрителем для Уайтхед вообще необычайно важен: отзывы, которые она собирает после каждой экспозиции, ложатся в основу новых выставок.
Студия дизайна Innriinnri
Основатели Innriinnri – дизайнер Рафаэль Костес и художник Илона Суфер. Они работают только с местными ресурсами, и каждый проект – это для них исследование конкретного материала. В работе над своим последним проектом они использовали пористый базальтовый камень, горную породу вулканического происхождения. Предмет получил название «The Ode To The Rock». Это скульптурный стол, собранный из двух каменных плит, установленных друг на друга. Верхнюю плиту отполировали, чтобы сделать поверхность стола гладкой, нижнюю оставили нетронутой, чтобы подчеркнуть природную красоту камня. Но и это еще не все. Нижнюю часть стола дизайнеры опустили в воды Голубой лагуны, природного геотермального источника в Исландии, чтобы добиться на поверхности камня белой глазури.
Теодора Альфредсдоттир
Теодора Альфредсдоттир – выпускница Королевского колледжа искусств, и она до сих пор работает в Лондоне. В своем последнем проекте дизайнер изучает роль пресс-формы, которую используют при создании дизайн-продуктов. Альфредсдоттир задается вопросом: можем ли мы продлить жизнь обычной пресс-форме и найти ей новое применение, за исключением литья. Результат проекта – «Mót / Mold», серия наборов пресс-форм, которые дизайнер представила как ценные объекты сами по себе, даже вне производственного цикла. Различные формы, окрашенные в цвета, отсылающие к творчеству группы Мемфис, дизайнер комбинирует друг с другом и наделяет новыми смыслами. Их можно использовать как оригинальную скульптуру, подставку для книг, подсвечник и даже поднос / тарелку для фруктов.
Рагна Рагнарсдоттир
Рагна Рагнарсдоттир живет между Филадельфией и исландским городком Боргарфьордур. «Между ледником и морем», – уточняет дизайнер. Раньше здесь были фермы, но теперь это, по большей части, огромные заброшенные поля. Хотя исландцы и уезжают из своей страны редко, внутренняя миграция существует – все стараются перебраться в столицу. Рагнарсдоттир называет такое уединение очень плодотворной средой, которая способствует творческому развитию. Ориентируясь на традиционные методы производства, дизайнер обходится без сложного технического оснащения и часто работает в маленькой домашней мастерской. Ее керамические предметы выглядят знакомо, но в то же время странно, они пробуждают любопытство. Процесс работы над предметом для дизайнера необычайно важен. «Очень часто люди видят только конечный результат, – объясняет она, – но если мы хотим привлечь их к осознанному потреблению, нужно вовлечь их в сам процесс создания продукта».
На обложке: «Another Dialog», Ханна Дис Уайтхед.