Валерий Лизунов: «Наш дизайн решает социальные задачи»
Столичные бар-гриль HACHIKО, Черемушкинский рынок, ресторан Ivanka и еще сотни заведений объединяет фирменный подход архитекторов ARCHPOINT — знание ресторанной индустрии изнутри, акцент на смелых дизайнерских решениях и необычных арт-объектах. За 25 лет работы локальное бюро выросло в группу компаний с проектами в России и за ее пределами, а фотографии узнаваемых интерьеров команды мгновенно разлетаются в соцсетях. Мы поговорили с основателем и руководителем ARCHPOINT Валерием Лизуновым о том, важно ли дизайнеру творить в одном стиле, как уловить баланс между эстетикой и китчем и почему сам по себе интерьер ресторана не работает.
Расскажите, какой путь прошло бюро ARCHPOINT за годы работы, как трансформировались ваша философия?
Глобально наши принципы никак не изменились. Мы повзрослели, стали больше смотреть на то, что делают коллеги и партнеры: все-таки рынок растет, и талантливых дизайнеров за последнее время появилось очень много. Если раньше мы работали только за счет сарафанного радио, то сейчас стали гораздо больше ресурсов вкладывать в PR. За 25 лет мы сильно масштабировались — из дизайн-бюро превратились в группу компаний с несколькими направлениями, от разработки концепций до графического дизайна. Уже шестой год мы проводим собственную премию в области архитектуры и дизайна интерьеров Archpoint Concept Awards.
Изменился и масштаб наших проектов: мы начинали с интерьеров частных домов, а пришли к проектам клиник, баров, ресторанов, рынков, кинотеатров и даже храмов. Желание развиваться за пределами условного Садового кольца привело нас в другие города России и страны. Раньше мы были довольно закрытой компанией, но сейчас с удовольствием делимся накопленными знаниями и опытом со студентами, проводим лекции, организуем экскурсии по нашим проектам.Design Mate: Менялась ли стилистика ваших интерьеров вместе с развитием бюро? Как бы вы охарактеризовали эстетику, в которой сегодня работает команда? Валерий: В какой-то момент от премиальных, ярких и запоминающихся интерьеров мы ушли в скандинавский минимализм. Вообще, мы начали продвигать эстетику северного дизайна в России еще до того, как она стала повсеместной: часто ездили на выставку в Стокгольм, привозили оттуда мебель. На мой взгляд, за последние несколько лет дорогие интерьеры снова стали востребованными, поэтому сейчас мы движемся обратно к премиальному сегменту. Но это уже не тот «премиум», что был 20 лет назад, не та броская дороговизна. Сегодня нужно сделать дорого, чтобы это не выглядело таковым и было выполнено со вкусом.
Ресторан Ivanka
Хотя многие дизайнеры находят для себя стилистическую нишу и работают только в ней, мы никогда не были приверженцами одного стиля. Наш дизайн может адаптироваться под разные требования клиентов, он прежде всего решает социальные задачи. Мы можем делать и люксовые интерьеры с «дорогими люстрами», и минимализм из фанеры — это и есть наша фишка. Заказчики четко понимают, что мы работаем не в каком-то одном направлении, а умеем с помощью разных концепций решать конкретную задачу.
Конечно, есть узнаваемые черты в наших проектах, которые клиенты замечают, но все-таки они приходят в первую очередь за качеством выполнения задачи. Случается так, что заказчик не совсем понимает, чего хочет: тогда я выступаю еще и в роли эксперта, могу дать какой-то совет.
Наша главная задача — чтобы проекты не закрывались. Когда заведение работает хорошо, клиенты всегда к нам возвращаются, хоть ежегодно, хоть раз в пять лет.
Черемушкинский рынок
Расскажите, как опыт открытия собственных заведений повлиял на вашу практику в рамках бюро? Помогает ли он в реализации проектов?
Мы начали открывать свои бары во многом благодаря накопленным знаниям и умениям в их проектировании. Владение собственным заведением, осознание ответственности перед сотрудниками дали невосполнимый опыт, который помогает реализовывать более качественные объекты. Нам гораздо легче общаться с заказчиками, ведь мы не только понимаем, как спроектировать бал или ресторан, но и изнутри знаем, как они развиваются в дальнейшем. Теперь мы еще лучше осознаем, с какой ответственностью к нам приходит клиент и чего он боится.
Ваша предстоящая лекция в екатеринбургском ИЦ ARCHITECTOR будет посвящена виральности коммерческих интерьеров. Как вам кажется, успех с точки зрения правильной «вирусности» проектов бюро — это тоже ваша фишка? Вы намеренно пытаетесь достичь такого эффекта?
Изначально мы не стремились к виральности наших интерьеров, но со временем у нас сформировались некоторые приемы и элементы, которых мы стараемся придерживаться. Например, мы активно сотрудничаем с современными художниками, скульпторами, интересными брендами, причем необязательно известными. Такие коллаборации помогают сделать проект узнаваемым и создать инфоповод. Наши пространства отличают запоминающиеся арт-объекты. Еще в начале 2000-х годов мы задействовали необычные скульптуры, гипертрофированные светильники, по-новому использовали привычные материалы.
Черемушкинский рынок
Когда-то в одном из проектов мы решили отделать стены основного зала в ресторане керамической плиткой. Сейчас такое решение никого не пугает, но тогда наша идея вызвала неоднозначную реакцию заказчика, если не сказать скандал.
Приступая к работе над новым проектом, вы сразу представляете, какие элементы помогут финальному интерьеру «выстрелить»? Как вы придумываете оригинальные дизайнерские решения?
Идея может прийти в любой момент — важна насмотренность и насыщенная культурная жизнь. Нужно посещать выставки, постоянно что-то изучать, участвовать в конкурсах, тренировать мозг. Часто мысль о необычном арт-объекте возникает в ответ на технические или функциональные характеристики пространства. В случае со скульптурой Давида в APR.L BAR (сейчас это бар «Квартира с видом») отправной точкой стал низкий потолок с открытыми коммуникациями. Они совсем не украшали пространство, поэтому я нашел неординарное решение, тем более изображения знаменитой статуи Микеланджело тогда были в тренде. Мы взяли за основу оригинальную работу, но изменили позу Давида: получилось создать ощущение, как будто он плывет, а посетители бара видят его из-под воды.
Скульптура Давида в интерьере APR.L BAR («Квартира с видом»)
Находясь в таком креативном процессе, есть опасность выйти за грань, в китч. Что помогает соблюсти правильный баланс?
Баланс нужно искать прежде всего внутри. Нельзя четко сказать, что одно хорошо, а другое плохо. Я всегда стараюсь посмотреть на то или иное дизайнерское решение глазами разных целевых аудиторий. Идеально, когда удается сохранить изящный эффект или хотя бы сделать арт-объект «на грани».
Нужно прислушиваться к себе и несколько раз переспрашивать себя, не «перевалил» ли объект за грань пошлости. Это помогает не ошибиться.
Бар-гриль HACHIKО
Хороший и успешный общественный интерьер — какой он?
Я скажу про ресторан. Хороший ресторан — это когда я зашел и сразу понял, что в нем готовят, сколько это стоит, насколько это вкусно, сколько времени я там проведу. То есть, когда сразу понятна концепция заведения. Будь то ресторан, медицинская клиника, любое другое общественное пространство, интерьер всегда должен решать конкретную задачу, сам по себе он не работает.
Ресторан Ivanka
Как выглядит ваш проект мечты?
Еще в студенчестве мы с однокурсниками разработали проект города вокруг земного шара. Он задуман как вторая оболочка планеты и выполнен наподобие сот, чтобы солнечные лучи свободно проникали на Землю. В городе мы хотели расположить всю социальную инфраструктуру, а на поверхности планеты оставить только земледелие и музеи, которые бы со временем естественным образом разрушались, — своеобразный музей человеческой цивилизации. Столько лет прошло, но эта идея греет меня до сих пор.
Больше узнать о принципах виральных коммерческих интерьеров, создании арт-объектов для проекта, а также о влиянии соцсетей на дизайн ресторанов и баров можно на лекции Валерия Лизунова, которая состоится 26 мая в 17:30 в ИЦ ARCHITECTOR в Екатеринбурге. Регистрация доступна по ссылке.
Все фотографии предоставлены бюро ARCHPOINT.