Искусство в корпоративных пространствах: зачем компаниям нужна собственная арт-стратегия
Интерьер с амбициями всегда «требует» тщательного подбора искусства, уверена основатель и арт-директор студии дизайна Designic Аня Саркисьянц. С каждым днем все больше компаний начинает уделять внимание художественному наполнению своих офисов и развивать полноценную арт-стратегию, которая позволяет масштабировать бизнес. О том, как и почему корпорации начали коллекционировать искусство, что нужно учитывать при выборе произведений для рабочих и общественных пространств и куда идти за вдохновением, Аня рассказала в новом материале.
Аня Саркисьянц основатель и арт-директор студии дизайна Designic, коллекционер современного искусства
Как все начиналось
В 2010 году инвестиционная компания Goldman Sachs открыла двери своей новой штаб-квартиры в Нижнем Манхэттене. Вестибюль офиса мгновенно оказался на страницах модного глянца и бизнес-таблоидов: все благодаря масштабному арт-объекту авторства Джули Мерету — фреска размером 24 х 6 метров буквально «вросла» в витрину входной группы здания. Это лишь один из множества примеров, как корпорации обращают на себя внимание с помощью творчества современных (и не только) художников.
Традиция коллекционирования произведений искусства корпорациями восходит к эпохе Возрождения — считается, что первым собирать предметы искусства начал банк Monte dei Paschi в Сиене в далеком 1472 году. Хотя первоначальным мотивом, предположительно, было украшение стен, корпоративной коллекцию можно назвать уже сегодня — тогда это была разве что прямолинейная демонстрация богатства и успеха.
Первая заметная корпоративная коллекция была создана Дэвидом Рокфеллером в Chase Manhattan Bank в 1950-х годах. Банки одними из первых поняли, что корпоративное искусство, как и частное, — это прекрасная инвестиция в будущее компании. Wells Fargo и Bank of America последовали примеру Chase Manhattan и поэтому тоже считаются пионерами в мире корпоративных коллекционеров. Инвестиционная выгода на лицо: работы, приобретенные в 60-х и 70-х годах, можно было перепродать в 90-х в десятки раз дороже первоначальной цены. Примерно в это время идея владения искусством как инвестицией закрепилась в корпоративном мире. Сегодня крупные публичные компании считают обязательной нормой иметь связь с искусством в той или ной форме — покровительствовать крупным музейным институциям, выступать спонсорами значимых культурных событий или собирать свою собственную коллекцию. Кстати, тренд на интерес к молодым художникам, который не теряет своей актуальности начиная с 2000-х, обусловлен все той же инвестиционной привлекательностью.
Мурал Джули Мерету. Фото: @ Goldman Sachs New York
Угадать восходящий талант и купить произведения начинающих авторов — распространенный вид «охоты» в бизнес-среде, который часто делегируют дизайнерам интерьеров или кураторам галерей.
Кроме того, смекалистые топ-менеджеры быстро поняли, что ценность актуального искусства состоит не только в перспективной рентабельности инвестиций, но и в том, что это прекрасный инструмент для PR- и HR-брендинга. Интервенция искусства в офис становится не только репрезентацией корпоративных ценностей и истории компании, но и весьма изящно транслирует ее ДНК и культурный контекст. Неспроста в коллекции Unilever в Роттердаме мы увидим Винсента ван Гога, Пита Мондриана и Рембрандта, в коллекции Banco Santander в Мадриде — Франсиско де Гойя, Сальвадора Дали и Хуана Миро, у Credit Agricole в Париже — Эжена Делакруа, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, а в офисе Toyota в Токио — Хокусая и Ёситоси. Штаб-квартиру JPMorgan Chase в Нью-Йорке вообще можно назвать неофициальным корпусом МоМА: ее визитные карточки — Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн и Джексон Поллок.
Коллекция искусства Banco Santander в Мадриде. Фото: Banco Santander
Как сделать так, чтобы искусство в корпоративном интерьере «работало»
Искусство, безусловно, всегда привлекает внимание, но этим нужно уметь пользоваться. Мы, как дизайнеры интерьеров, работающие преимущественно над корпоративными пространствами, всегда стремимся интегрировать в проекты искусство. Художественные произведения являются основой пространственных впечатлений, дополняя восприятие и роль окружающих человека текстур и материалов, архитектурных форм и акустики, натурального и искусственного света. Визуализируя будущее рабочее пространство, архитекторы проектируют сценарии, которые будут тут проживаться: заключение сделок, совещания, достижения и провалы, места отдыха и неформального общения. Искусство должно располагаться стратегически верно — там, где оно наиболее эффективно, где оно обращает на себя внимание, где оно способно вызвать внутренний диалог, вдохновить, отвлечь от рутины, подцепить «на крючок» клиента или безмолвно сформировать лояльность по отношению к компании.
Подбирая арт-объект для интерьера, офиса важно учитывать не только стилистический контекст, но и корпоративную культуру, специфику бизнеса компании и, конечно, психологию. В своей работе мы придерживаемся концепции ART (Attention Restoration Theory) — теории восстановления внимания в прочтении немецкого архитектора Фрэнка Хартинга. Согласно его идеям, умственная усталость от рабочего процесса может быть компенсирована, когда человек смотрит на нечто подобное природе, а абстрактные масштабные картины побуждают разобраться в их значении, что гиперактивирует нейроны человеческого мозга и запускает творческие процессы. Пейзажи расслабляют и способствуют улучшению когнитивных функций, что снижает уровень стресса, поэтому такие произведения искусства стоит располагать как в местах общего пользования, так и в зонах «повышенного градуса эмоций».
В современном рабочем пространстве компании ищут способы оптимизировать производительность, способствовать креативности и формированию позитивной рабочей атмосферы. Безусловно, функциональное зонирование, эргономичная мебель и экологичные материалы создают правильный климат эффективности, но у искусства в интерьере особая роль — оно возбуждает воображение и, как следствие, побуждает подходить к задачам новаторски, с творческим прорывом. Художественная форма может быть любой — все зависит от стилистических и эстетических предпочтений: от классической живописи и скульптур до муралов и цифровых инсталляций.
Ten Portraits of Jews of the Twentieth Century by Andy Warhol, Deutsche Bank Centre, Нью-Йорк
Искусство играет ключевую роль в трансформации скучных офисов в живую, вдохновляющую среду. Грамотно подобранные произведения искусства способны поддерживать чувство единства как среди сотрудников, так и между компанией и ее клиентами.
- При выборе искусства для переговорных комнат стоит остановиться на нейтральных цветах и мотивах — важно создать ощущение баланса. Произведение искусства будет обращать на себя внимание, и оно должно служить безмолвным «рефери», то есть подсознательно мотивировать на поиск выгодного решения для всех сторон.
- В транзитных зонах лучше размещать небольшие работы, для которых не требуется большая дистанция для обзора. Также стоит учитывать геометрию помещения. Например, чтобы подчеркнуть протяженность, стоит выбирать полотна на одну тему (диптихи и/или триптихи), чтобы на всем пути следования была возможность «успеть» погрузиться в художественный замысел.
- Опенспейс и рабочие кабинеты. Носителями для арта могут быть не только стены. Приведу в пример кейс израильской компании, которая оформила подписку на цифровое искусство: в течение месяца на мониторах сотрудников меняется заставка. Смотрится очень эффектно, когда на компьютерах опенспейса синхронно транслируется видео.
- Если вы размещаете в интерьере фотоискусство, его нужно защитить, так как свет, особенно дневной, незаметно, но уверенно портит его качество. Решение — либо пластификация фотографии, которая, кстати, выгодно преображает изображение, подчеркивая глубину цветов и защищая от механических повреждений; либо размещение снимка под профессиональным музейным стеклом в рамке.
- Выбирая тему художественного произведения, нужно помнить, что существует негласный кодекс, согласно которому не стоит использовать острополитические и откровенные сексуальные сюжеты при оформлении корпоративного интерьера.
- Примерка искусства перед покупкой обязательна, а еще лучше «пожить» несколько дней с работой. Грамотная галерея или куратор обязательно должны предложить такую опции — это в том числе говорит об уровне профессионализма.
Художественная экспозиция с открытым доступом – например, в холле или витринах – может служить эффективным инструментом как для привлечения внимания новых клиентов или сотрудников, так и для развития лояльности существующих. Яркий пример — ставшие уже легендой витрины Colette, главного модного мультибренда Парижа. На протяжении 20 лет концепт-стор, покоривший сердца модников со всего мира, будоражил общественность своими витринами, где неизвестные художники сменялись признанными мастерами, отражая суть самого бренда, в рамках которой рождались невероятные коллаборации, а люксовые марки соседствовали с новаторскими стритвир-лейблами.
Искусство в корпоративном интерьере в России — тренд относительно новый, но он активно набирает обороты. Приобретая искусство, особенно локальных современных художников, бизнес не только обретает вышеописанные выгоды, но совершает важный вклад в развитие культуры своего региона. Искренне верю, что следующим шагом российских компаний будет открытая демонстрация своих корпоративных коллекций, а пока делюсь местами, где прямо сейчас можно увидеть произведения признанных мастеров.
«Группа четырех деревьев» Жана Дюбюффе, Chase Manhattan Plaza
Не только музеи: открытые пространства с искусством по всему миру
- Если вы поклонник творчества Трейси Эмин и Дэмиена Херста, вам стоит заглянуть в залы ожидания British Airways в Лондоне или Париже — экспозиция регулярно обновляется из запасов корпоративной коллекции.
- В парижском Фонде Cartier собраны работы более 1000 художников: произведения регулярно выставляются в бутиках по всему миру, заглянуть можно в любой.
- В сиднейском Deutsche Bank художественная экспозиция встроена в стены и лифты, а также каскадом спускается по лестницам здания, кстати, спроектированного великим Норманом Фостером.
- Оказавшись в Нью-Йорке, отправляйтесь на Chase Manhattan Plaza — там вы увидите масштабную скульптуру «Группа четырех деревьев» Жана Дюбюффе и «Затопленный сад» Исаму Ногучи. Оба произведения числятся в корпоративной коллекции Chase Manhattan Bank, инициированной Дэвидом Рокфеллером в середине ХХ века. Если вам удастся попасть в главный офис банка, расположенный в сверкающей башне JPMorgan Chase Tower на Парк-авеню, обратите внимание на эпическую фреску Сэма Фрэнсиса «Американская драпа».
- В Бруклине загляните в офис банка в MetroTech Centre — в вестибюле в свободном доступе есть три шедевра современного искусства: видеоматрица «Чейз» Нам Джун Пайка, экологическая инсталляция Дэна Флавина «Без названия» и «Чтение и жатва» Брюса Наумана.
- В лондонском офисе того же MetroTech Centre в фойе выставлена работа современного британского художника Джейсона Брукса «Сильвия».
- Во Франкфурте можно погрузиться в корпоративную коллекцию искусства Deutsche Bank. Все, что вам нужно сделать, — это зарегистрироваться на 90-минутную экскурсию и быть готовым к тому, что придется много ходить и подниматься на лифтах. На 60-ти из 78 этажей Deutsche Bank Towers представлено более 1800 гравюр и фотографий, причем каждый этаж посвящен художникам из разных регионов мира.
На обложке: лобби Deutsche Bank Center в Нью-Йорке (The Four Seasons, 2021, by Idris Khan).